Читал в субботу "Милкод 67" Михи Гудмана. Основная идея - что палестино-израильский конфликт принципиально неразрешим, и поэтому давайте начнем слушать друг друга. Принципиально он рисует следующую схему: Левые говорят о двух проблемах: демографической (решение - два государства для двух народов) и моральной ("оккупация развращает"). Правые говорят о безопасности (защита границ в границах 47 года невозможна) и Танахе (обещанная Богом земля).
Интересная книга, но меня как то это мало убедило. Демографическая угроза это пока что теория. А вот угроза безопасности это ежедневная реальность даже в сегодняшних границах. Как это можно ставить на одну доску непонятно. Моральные проблемы оккупационного режима - о какой морали можно говорить, если происходят почти ежедневные теракты?
* А вот потом я подумал. Раши начинает свой комментарий с того, что "грабители вы..." и т.д. Другими словами, Раши, кажется, хочет сказать, базовый архетип всей Торы это война за завоевание "Земли Ханаанской" и превращение ее в "Эрец Исраэль". Также в личной жизни каждого человека - это война. Между "добрым началом" и "дурным началом"
Можно попробовать отказаться от войны, "шалом ахшав", типа. Можно попробовать принять это как данность. Мир это война. Это первое и главное что Тора нам сообщает. * Слушал в пятницу какую то лекцию Гудмана. Там он говорит, что религиозные учат своих детей про машиаха. Но светские то же объясняют детям, что "будь добрым и добро к тебе вернется". Другими словами - что есть "Тора для детей". И это Тора, которая говорит о любви и мире. Так учат детей. Но 20 лет - это возраст, когда человек идет в армию. И тогда его учат другой Торе: что мир это война. И если ты слаб сердцем и духом - лучше вернись домой, и не подрывай боевой дух у остальных...