Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

07

Вчера был урок Мевораха (сегодня обсуждали его утром) где рассказывалась майса про одного мудреца, у которого закрались сомнения в вере в Бога и т.д. Основной «ворт» Мевораха — что это не «сомнение» в Боге, а сомнение в мире. Этот премудрый философ не находится в мире, не живет в мире. В пятницу, когда все бегут готовится к субботе — он сидит и рассуждает о философии — потому что от «отключен» от мира. Баал Шем Тов в интерпретации Мевораха это аспект реальности, связи с миром. Хотя на первый взгляд и в майсе, и дальше в письме Розенцвайга и в комментариях звучало что «ты должен устать от сейдера» — но нет. Сейдер и суббота это символ реальности, символ «мамашут». И из продолжения письма Розенцвайга, когда он говорит: «ты хочешь быть хасидом? Но зачем? Делай что-нибудь» — речь идет о связи с миром, отнюдь не только о религиозном аспекте.
Человек подобен дереву в поле. Как дерево, оторванное от земли высыхает. Так и человек оторванный от реальности. Он не сомневантся в Боге, он сомневается в мире. И засыхает. Это проблема ультраортодоксов и ультра левых. А вот Сильман вышпдшая из коалиции — это как раз связь с корнями, с почвой, с реальностью и традицией. См сегодняшний утренний урок (линк в комменте)