Вчера был урок Мевораха (сегодня обсуждали его утром) где рассказывалась майса про одного мудреца, у которого закрались сомнения в вере в Бога и т.д.
Основной "ворт" Мевораха - что это не "сомнение" в Боге, а сомнение в мире. Этот премудрый философ не находится в мире, не живет в мире.
В пятницу, когда все бегут готовится к субботе - он сидит и рассуждает о философии - потому что от "отключен" от мира.
Баал Шем Тов в интерпретации Мевораха это аспект реальности, связи с миром.
Хотя на первый взгляд и в майсе, и дальше в письме Розенцвайга и в комментариях звучало что "ты должен устать от сейдера" - но нет. Сейдер и суббота это символ реальности, символ "мамашут". И из продолжения письма Розенцвайга, когда он говорит: "ты хочешь быть хасидом? Но зачем? Делай что-нибудь" - речь идет о связи с миром, отнюдь не только о религиозном аспекте.
Человек подобен дереву в поле. Как дерево, оторванное от земли высыхает. Так и человек оторванный от реальности. Он не сомневантся в Боге, он сомневается в мире. И засыхает.
Это проблема ультраортодоксов и ультра левых.
А вот Сильман вышпдшая из коалиции - это как раз связь с корнями, с почвой, с реальностью и традицией. См сегодняшний утренний урок (линк в комменте)