На днях где то в фейсе было обсуждение, или рав (Гинзбург) "серьезный" или "не серьезный". Я ответил то, что я ответил. Но на самом деле ответ, что ученик "делает" учителя. Будет ли его учитель "серьезным" или нет - зависит больше от ученика Рав как то говорил о том, что когда ученик приходит и задает вопрос, который "ногэа ло бенефеш", затрагивает самую глубину его души - тогда рав тоже ищет в своей души глубокий и точный ответ. Если ученик серьезен - то и рав серьезен.
Если же вопрос ученика продиктован "интеллектуальным любопытством" - то рав вполне может ответить первое, что приходит в голову. Несерьезный ученик делает своего учителя несерьезным.
Конкретно речь шла о концепции "малхут Исраэль", "царства" как системы управления - применительно к современному обществу.
Я сказал, что вся эта концепция - следствие несерьезности учеников. Если бы они воспринимали рава всерьез - они давно бы разгромили ее в пух и в прах.
То, что она каким то образом еще держится в головах учеников - это потому что они - ученики - "не серьезны"...