И все же Кноль смутил мою наивную душу
И все же Кноль смутил мою наивную душу. Ну хорошо, то, что Бог сотворил человека из глины это «аллегория» — это давно известно, даже комментаторам Танаха. Но то, что Авраам, Ицхак и Яаков это тоже некая «аллегория»?
Немного вопрос про Махпела, где похоронены Адам и Ева и Авраам, Ицхак и Яаков с их женами — это тоже «легенда»?
А могила Иосифа в Шхеме — тоже «легенда»?
Могила Рахель?
Могила Биньямина?
Об этом, кстати, Кноль умалчивает в своей книге. Или я не нашел пока.
О могиле Давида есть спор, где он похоронен на самом деле.
И все же, что остается в «сухом остатке»?
Конечно, 2500 летняя история после Вавилонского пленения это тоже что то. Талмудическая традиция это тоже что то.
Но это «что-то» все же совсем другое.
Что означает тогда святость и Богоданность Писаний, за которые пролиты реки крови?
Да, религия это рецепт выживания еврейского народа. Да, Танах лежит в основе современной цивилизации. Но что дальше?
Сами представления о Боге, о Творце, я не говорю представления Библии и Талмуда. Даже представления каббалистов и хасидизма — это все еще релевантно? Все еще адекватно? Или все же «В начале сотворил человек Бога», и все «богоискательство» — может быть, вместо Бога надо искать человека?
Не знаю. Тот шаткий баланс который у меня еще существовал Кноль сумел разрушить. Что прийдет вместо этого? Пока не знаю.
*
Что сегодня может предложить религия, кроме перманентной вражды между иудеями и христианами? Кроме перманентного конфликта между наукой и религией? Между совестью и верой? Не знаю