И все же Кноль смутил мою наивную душу

И все же Кноль смутил мою наивную душу. Ну хорошо, то, что Бог сотворил человека из глины это "аллегория" - это давно известно, даже комментаторам Танаха. Но то, что Авраам, Ицхак и Яаков это тоже некая "аллегория"? Немного вопрос про Махпела, где похоронены Адам и Ева и Авраам, Ицхак и Яаков с их женами - это тоже "легенда"? А могила Иосифа в Шхеме - тоже "легенда"? Могила Рахель? Могила Биньямина? Об этом, кстати, Кноль умалчивает в своей книге. Или я не нашел пока. О могиле Давида есть спор, где он похоронен на самом деле. И все же, что остается в "сухом остатке"? Конечно, 2500 летняя история после Вавилонского пленения это тоже что то. Талмудическая традиция это тоже что то. Но это "что-то" все же совсем другое. Что означает тогда святость и Богоданность Писаний, за которые пролиты реки крови? Да, религия это рецепт выживания еврейского народа. Да, Танах лежит в основе современной цивилизации. Но что дальше? Сами представления о Боге, о Творце, я не говорю представления Библии и Талмуда. Даже представления каббалистов и хасидизма - это все еще релевантно? Все еще адекватно? Или все же "В начале сотворил человек Бога", и все "богоискательство" - может быть, вместо Бога надо искать человека? Не знаю. Тот шаткий баланс который у меня еще существовал Кноль сумел разрушить. Что прийдет вместо этого? Пока не знаю. * Что сегодня может предложить религия, кроме перманентной вражды между иудеями и христианами? Кроме перманентного конфликта между наукой и религией? Между совестью и верой? Не знаю

Запись опубликована в рубрике: .