Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Натан Гринберг как то говорил о том что даже если представить себе что создана программа принимающая

Рав Натан Гринберг как то говорил о том, что даже если представить себе, что создана программа, принимающая экзамен на «смиху» (или даже уже есть такие программы) — то есть, человек может вызубрить весь материал на смиху, и сдать экзамен у такого компьютера. Вопрос будет ли такая смиха иметь хоть какую либо ценность? Рав Натан сказал тогда — однозначно нет! Ибо, так он сказал, так же как существуют законы физики и биологии, так же существуют законы духа. И первейший и важнейший закон духа состоит в том, что дух, духовность *всегда* передаются от учителя к ученику, и *только* таким образом передается дух. Человек может вызубрить наизусть весь Талмуд и весь Шулхан Арух — это не сделает его «раввином». В Талмуде (Макот) говорится что тот, кто учился но не «шимеш» (буквально «прислуживал» мудрецам) называется «бур» (абсолютно безграмотным, «ноналфабет»). И даже «амгуш» ( колдун).. Потому что даже зная все буквы он абсолютно не ощущает духа Торы. Он не чувствует абсолютно духа времени. Только передача от учителя к ученику, и именно как «шимуш» — бувально быть «слугой» своего учителя — передает дух. Сегодня, увы, здесь и там есть масса недоучившихся учеников, научившихся схоластике, но не получивших «дух». И они убивают. Убивают Тору. Убивают жизнь. Превращают Живую Тору в «мертвую букву», в пустой формализм. Можно всиретить таких людей в Хабаде. Готовых «объяснить стенке что Ребе царь мошиах». Можно встретить среди «вязаных кип» — уверенных в том что словесная эквилибристика чего то может доказать. Недавно наткнулся на одного «борца с миссионерами» — большого любителя словесной эквилибристики и схоластики. В каком веке он живет, этот «борец»? В 18? Точно нет. В 18 веке уже началось развитие современной науки и современного взгляда на мир. Наверное, век 13.. Современник Раши и Рамбама, век безоговорочной веры в силу схоластических аргументов. Можно себе представить «доказательства» оправдывающие убийства и насилия в отношении десятков тысяч людей? В отношении целого народа? И все потому что «один плюс один будет два»? Возможно, что в 13 веке это было в моде. И тот же Раши занимался опровержением таких «доказательств», ибо это была единственная аргументация доступная его противникам. Но сегодня, когда на дворе 21 век, тянуть нас назад в глубину средневековья? Любавичскмй Ребе уже заявил что «Эйсав уже готов», что сейчас время для диалога с Эйсавом (христианством), не для схоластических диспутоа. Мой учитель рав Ицхак Гинзбург сделал эту идею (что Эйсав уже готов) основой своей концепции «четвертой революции». И приходит некто, о котором сказано что «невейла лучше него», который может и учился но не «прислуживал» мудрецам, и поэтому совершенно не чувствует духа эпохи и духа иудаизма вообще, и пытается тащить нас назад в 13 век? «Те кто ушли туда не вернутся и не достигнут дороги жизни». Путь Торы, Торы Жизни, это путь масорет, живой передачи духа от учителя у ученику * Теперь. Если мы понимаем, что сегодня время диалога с Эйсавом. То, возможно, пришло время смягчить формулировки также в отношении тех евреев которые по каким то своим соображениям признают святость Нового Завета, и считают Иисуса своим учителем? С одной оговоркой: что они не занимаются миссионерской деятельностью. Может быть они никакие не «предатели» и не «выкресты», а своего рода «мост» между Яаковом и Эйсавом? Это то, как я отношусь к деятельности Алекса Бленда и Миши Цина. Огромная, титаническая просветительская деятельность среди христиан-неевреев приносящая им знание Танаха это плохо? У меня как то был разговор с Алексом. Он мне совершенно ясно сказал, что сегодня если он встретит еврея он отправит его в синагогу. И я уже встречал немалое количество евреев которых Алекс вернул в иудаизм. Это плохо? Почему то я в этом верю Алексу и Цину, а не голословным обвинениям некоего самозванца. Да, за эти годы мы стали друзьями. И научились уважать взгляды друг друга и сотрудничать. И я вижу огромную пользу в том что они делают для распространения духа иудаизма среди неевреев. Для диалога Яакова и Эйсава.