Вчера по дороге из Кфар Хабада в Бат Аин обсуждали Пашин "францисканский фарбренген".
Вывод оказался неутешителен. Сегодня нет и наверное не может быть таких отношений между учителем и учеником, как описывается в этой замечательной францисканско-хасидской майсе.
И поэтому, наверное, в нашем поколении, весь путь хзасидизма - это "деревянный меч". Игрушка. Игрушечный Ребе и игрушечный хасид.
Мне это очень хорошо объяснило, что происходит сегодня в Хабаде или среди учеников рава Гинзбурга. Играют в хасида и Ребе. И иногда хасид забывает что это только игра. А иногда "ребе" начинает всерьез верить что он "Ребе".
Один из смыслов выражения "мати веломати" (Божественный свет который "приходит и не приходит" в мир)
Один из смыслов выражения "мати веломати" (Божественный свет который "приходит и не приходит" в мир) - это то что невозможно "схватить" Всевышнего. В тот момент что ты кажется "схватил" его - Его уже нет там.
Очень близко к хасидской идее "ин велт ойс велт" - быть в мире и одновременно не быть в мире.
Одно из следствий: что Бог не находится там, где он Нем постоянно говорят. Скорее там, где его не называют по имени. Как дети, которые называются "мешихай" - моими мошиахами - но ведь ребенок не осознает, что он "мошиах". Так Божественный дух покоится отнюдь не на тех, кто постоянно кричит о Нем и выступает от его имени...