Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

В свое время учили у рава Соловейчика что в каждой победе уже заложен корень поражения

В свое время учили у рава Соловейчика, что в каждой победе уже заложен корень поражения. А в каждом поражении уже есть корень победы. Тогда я не понял почему сейчас связалось с еще одной идеей и кажется стало понятно. У рава Гинзбурга есть такая статья, «Перек бааводат аШем». Некоторые считают это самым главным произведением рава, я не думаю что это так, но там описывается чрезвычайно любопытный психологический механизм, который называется «укусом змеи». Что означает «укус змеи»? Это значит, что я старался, прилагал усилия (не важно — в материальном или в духовном) и добился успеха. Начал «подниматься на гору Всевышнего». Сделал первый шаг. Или еще один шаг. Привел человека к еврейству. Не важно. Нечто что я действительно вправе гордиться. Что происходит дальше? Дальше происходит «укус змеи». Приходит змей и говорит «смотри какой ты крутой!» «Сила моя и мощь моей руки доставили мне все это богатство». И в этот момент все мое духовное достижение падает в клипу… Какое лекарсвто? Лекарство это «шифлут». Унизить себя до земли. Объяснить себе что я никто и зовут меня никак. И я великий грешник, черное пятно на белой скатерти и т.д. В чем тонкость? Тонкости две. Во первых, если ты не испытываешь такого духовного подъема — то тебе не нужно (еще) доказывать себе что «я никто». Это *только* в состоянии духовного подъема. (это как бы более менее понятно, но все равно остается непонятным) Второе: змеиный яд в микроскопических количествах все же лекарство. То есть эта «гаава», это самосознание человека — которое в больших количествах яд — в чрезвычайно малых дозах это лекарство… * Может быть для этого нужен «цадик», как минимум рав, как минимум друг, который может тебе сказать в глаза что ты никто и зовут тебя никак. Наверное хасидский фарбренген тоже помогает. Пример? Любавич. Пока Ребе был жив — он еще хоть как то сдерживал (как мне кажется) эту хабадскую гааву и йешут. Сейчас Ребе нет. И… чем выше человек поднимается — в смысле денег, или в смысле духовности, или в смысле «крутизны» своей общины — тем ниже он на самом деле падает. Собственно из дружеских бесед с мессианскими христианами я выучил что этот «укус» касается также мессианских. В известном смысле это похоже на то, что также как соитие порождает жизнь, но делает обоих участников нечистыми, и они должны окунуться в микву — так и духовное «соитие», духовное постижение делает человека «нечистым», и он обязан окунуться в «микву» — битуль, шифлут, или предстать пред глазами учителя, перед которым он способен ощутить свою ничтожность. А иначе — тот кто поднимаеся выше — падает ниже всех. Именно люди способные к духовному постижению — в конечном счете падают ниже всех, если только не отдают себе отчета в том, что любой подъем имеет потенциал падения. Но все равно самое лучшее лекарство от «гаава» это этот мир. Работа на земле. Заземление. Без этого — «Всякая Тора вместе с которой нет ремесла — в конце уничтожается и ведет к греху». Не просто ничего не стоит, но — ведет к греху! И кстати, одно из объяснений, что означает «ремесло» — это молитва. То есть она тоже «заземляет» учение и постижение тайн Торы. Можно спросить: но ведь Рашби почти не молился? Ответ: Рашби это душа Ацилут. Ей не нужна молитва. А нам нужна. Иначе мы воспаряем как «гелиевый шарик» от собственных постижений (Pavel ‘Pasharome’ Vavilin идея, но да, это очень точно описывает состояние религиозной наркомании. Гелиевый шарик это не само постижение, а сознание собственной значимости в результате этого постижения.) И кстати — связано с нашими главами — «И увидела что зачала и презрела свою госпожу» — это в точности та же самая идея. Можно подумать, кто такая Сара в этой ситуации. Сара становится в этой ситуации обвинителем, как очевидно. Получается не так уже не прав Elbaum Yershova…