В свое время учили у рава Соловейчика, что в каждой победе уже заложен корень поражения. А в каждом поражении уже есть корень победы. Тогда я не понял почему сейчас связалось с еще одной идеей и кажется стало понятно.
У рава Гинзбурга есть такая статья, "Перек бааводат аШем". Некоторые считают это самым главным произведением рава, я не думаю что это так, но там описывается чрезвычайно любопытный психологический механизм, который называется "укусом змеи".
Что означает "укус змеи"? Это значит, что я старался, прилагал усилия (не важно - в материальном или в духовном) и добился успеха. Начал "подниматься на гору Всевышнего". Сделал первый шаг. Или еще один шаг. Привел человека к еврейству. Не важно. Нечто что я действительно вправе гордиться.
Что происходит дальше? Дальше происходит "укус змеи". Приходит змей и говорит "смотри какой ты крутой!" "Сила моя и мощь моей руки доставили мне все это богатство". И в этот момент все мое духовное достижение падает в клипу...
Какое лекарсвто? Лекарство это "шифлут". Унизить себя до земли. Объяснить себе что я никто и зовут меня никак. И я великий грешник, черное пятно на белой скатерти и т.д.
В чем тонкость? Тонкости две. Во первых, если ты не испытываешь такого духовного подъема - то тебе не нужно (еще) доказывать себе что "я никто". Это только в состоянии духовного подъема. (это как бы более менее понятно, но все равно остается непонятным)
Второе: змеиный яд в микроскопических количествах все же лекарство. То есть эта "гаава", это самосознание человека - которое в больших количествах яд - в чрезвычайно малых дозах это лекарство...
* Может быть для этого нужен "цадик", как минимум рав, как минимум друг, который может тебе сказать в глаза что ты никто и зовут тебя никак. Наверное хасидский фарбренген тоже помогает.
Пример? Любавич. Пока Ребе был жив - он еще хоть как то сдерживал (как мне кажется) эту хабадскую гааву и йешут. Сейчас Ребе нет. И... чем выше человек поднимается - в смысле денег, или в смысле духовности, или в смысле "крутизны" своей общины - тем ниже он на самом деле падает.
Собственно из дружеских бесед с мессианскими христианами я выучил что этот "укус" касается также мессианских.
В известном смысле это похоже на то, что также как соитие порождает жизнь, но делает обоих участников нечистыми, и они должны окунуться в микву - так и духовное "соитие", духовное постижение делает человека "нечистым", и он обязан окунуться в "микву" - битуль, шифлут, или предстать пред глазами учителя, перед которым он способен ощутить свою ничтожность.
А иначе - тот кто поднимаеся выше - падает ниже всех. Именно люди способные к духовному постижению - в конечном счете падают ниже всех, если только не отдают себе отчета в том, что любой подъем имеет потенциал падения.
Но все равно самое лучшее лекарство от "гаава" это этот мир. Работа на земле. Заземление. Без этого - "Всякая Тора вместе с которой нет ремесла - в конце уничтожается и ведет к греху". Не просто ничего не стоит, но - ведет к греху!
И кстати, одно из объяснений, что означает "ремесло" - это молитва. То есть она тоже "заземляет" учение и постижение тайн Торы.
Можно спросить: но ведь Рашби почти не молился? Ответ: Рашби это душа Ацилут. Ей не нужна молитва. А нам нужна. Иначе мы воспаряем как "гелиевый шарик" от собственных постижений (Pavel 'Pasharome' Vavilin идея, но да, это очень точно описывает состояние религиозной наркомании. Гелиевый шарик это не само постижение, а сознание собственной значимости в результате этого постижения.)
И кстати - связано с нашими главами - "И увидела что зачала и презрела свою госпожу" - это в точности та же самая идея. Можно подумать, кто такая Сара в этой ситуации. Сара становится в этой ситуации обвинителем, как очевидно. Получается не так уже не прав Elbaum Yershova...