А еще в субботу была мысль - аллегория на то, что написал Pavel 'Pasharome' Vavilin перед шабатом:
Представьте себе льва. Настоящего, из саванны. Его поймали, скорее всего в детстве, посадили на цепь, посадили в клетку. Начали дрессировать с детства. И получился вполне себе приличный цирковой лев. Домашний. Дрессированный.
И вот в один прекрасный день этот дрессированный лев попадает обратно в саванну. И он обнаруживает - что он не способен бегать, как его дикие братья. И охотиться он тоже не способен - привык к халявному мясу...
Что подумает этот лев, что сделает этот лев когда встретит своего "дрессировщика"? Ох не поздоровится ему...
Понятно, что имелась в виду наша иудео-христианско-эллинистическая цивилизация, превратившая нас всех в "дрессированных львов". Только непонятно, хорошо это или плохо.
* Потом подумал: ведь когда Яаков благословляет своих детей, он говорит "молодой лев Йегуда", "Нафтали быстрая лань", "Биньямин - волк раздирающий добычу" и т.д
По видимому, во времена Яакова иудаизм еще не ставил перед собой задачу превратить евреев в "дрессированных львов". Это потом пришло, с христианством, с эллинизмом, и потом проникло в иудаизм.
Идея "Возвращения в Сион" это есть прежде всего идея возвращения к этому "дикому", "природному" иудаизму - времен Яакова, времен царя Давида, времен пророков... * И еще. Рабби Нахман что об этом думает? Когда он говорит "я хотел бы чтобы вы были как дикие звери, воющие всю ночь" - можно услышать в этом не "отмену" животной натуры человека, но превращение ее, трансформацию. Свого рода" святые звери" - вот идеал рабби Нахмана.
Да и вообще то Шулхан Арух начинается также "беги как олен, будь сильным как лев" - что тоже вполне можно понять как призыв к трансформации животного начала, а не просто его подавлению.