Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Юваль Шерло

Юваль Шерло. Игнорирование Божественного образа человека — это не иудаизм. Ицхак Ройтман 25 мар 2021 * «Эта книга написана из ощущения тупика. Мое глубокое ощущение, что большая часть тех, кто несет знамя Торы Израиля — идут в неправильном направлении, игнорируя многие аспекты «Б-жественного образа» человека». Современный иудаизм игнорирует идею Б-жественного образа в человеке. Рав Кук еще 100 лет назад выражал это чуть менее политкорректно. Под влиянием христианства иудаизм стал смотреть на человека как на некую греховную сущность. И это не иудаизм. «Мир верный галахе, все больше аннулирует тот особый взгляд Торы на человека, как на обладателя Божественного образа. Подход который все сводит к вере, все более захватывает религиозные круги. Этот подход развивает в человеке ощущение постоянной зависимости от Б-га, все сводится к «иштадлут» — ты должен «стараться» но результат не зависит от тебя. Как будто бы нет у человека прав, а есть только обязанности» «Встреча человека с Б-гом происходит больше на кладбище, чем в реальной жизни. Ответственность возложенная на человека, уступает место подчинению и самоустранению. Все это вместе соединяется в направление, уничтожающее, унижающее, аннулирующее человека. Это отношение, когда человек смотрит на себя таким образом, это выражается также в его отношении к собственному телу, к красоте, к эстетике. Религиозный мир все больше двигается к пуританству «. Можно видеть много параллелей с тем, что говорит рав Амиталь, и Гешель, и рав Сакс. «То же относится к отношениям между еврейством и всем остальным человечеством. Религиозный мир, превращает презрение к человеческому творению в идеологию. Речь идет о все большем отдалении как в экзистенциальном так и в идеологическом аспекте. Все что не выросло в святости — лишено всякой ценности. Нечего даже говорить о мировой культуре и контакте с ней. Америка это «пустой народ», мировая культура — это суета сует. Большая часть религиозного мира никогда не слышала о «Декларации прав человека» ООН. Об Американской конституции. Все это часть потери отношения человека к себе как к носителю Б-жественного образа, который также обязан сформировать себя и свою культуру. Человек все более рассматривается как слуга, обязанный только исполнять приказы, как можно меньше занимать места, и ждать великой награды.» Вот та «модель» человека, которую проповедует современная религия. Наверное это проблема не только иудаизма. «В своей основе такое отношение приводит к ненависти к самой жизни. Религиозный человек такого рода воспринимает себя как гостя в этом мире, а не как гражданина этого мира». Какое то время назад мы переводили урок рава Шерки, где цитируется рав Кук, где он говорит о том, что есть настоящий монотеизм, который источник жизни и энергии. И есть фальшивый монотеизм, который сковывает и убивает человека. Интересно, что это также философский монотеизм. Розенцвайг говорит как раз об этом. * Начало Нового Времени это резкий скачок самосознания человека. В Средние века чеолвек был слишком занят борьбой за выживание. Но с началом Нового Времени человек начал задумываться о своей свободе, о человеческом достоинстве. Контекст изменился. А религия осталась приверженной тем концепциям, которые написаны в старых книгах. Это приводит к тому, что старые концепции, в основном относящиеся к человеку как к униженному, подчиненному, грешному. Эти книги формируют наше сознание. И в результате, вместо того, чтобы баалей тшува изменили религиозное общество, они берут на себя концепции, устаревшие уже 200-300 лет назад. Рав Шерло говорит, что ему больно от того, что он видит, во что превращается иудаизм. «Я думаю, что это не иудаизм» «В результате Тора Израиля не находит своего места в мире людей, формирующий наш мир. Влияние Торы на мир становится все меньше. Поскольку не создался настоящий диалог между Торой и действительностью». Чем больше Тора запирается в «бет мидраше» — тем менее она способна влиять на внешний мир. Фанатики сегодня определяют тон религиозного мира. «Утопия формирования мира по пути Торы Израиля все более отдаляется. Одновременно с этим создается новый религиозный язык, язык в котором Б-гу нет места. Попытка построить религиозную жизнь без связи с обязанностями, с галахой и верностью слову Вс-вышнему» «Мое тяжелое чувство продиктовано глубокой верой в то, что это не то, что хочет Вс-вышний. У Торы Израиля и галахи есть другой язык. Который учит об ответственности и уверенности, свободе и праве, принятии себя и природной морали. Тора Израиля обращается к человеку, как к гражданину мира. Она описывает отцов нации, как людей которые жили в мире, жили полной жизнью этого мира, подробно описывает как были богаты Авраам Ицхак и Яаков. Нет в ней ни одного звука, что человек должен отрешиться от всего что его окружает в качестве принципиального образа жизни. Это Тора жизни, и к полной жизни она обращена»