Рав Гинзбург говорит о "дришат Элоким", как об основном смысле каббалы. "Лидрош Элоким" означает "искать Б-га".
Гешель и Бонди переворачивают эту формулу: это не ты ищешь Б-га, а Б-г ишет тебя. Это к тебе постоянно обращен вопрос:"где ты"? Это "богоискательство" Танаха.
Кажется, Алтер Ребе согласен с Гешелем. Но даже у него это приходит после того, как "товарищ министра" спросил его и т.д
איפה אני פוגשים את הביטוי "לדרוש את אלקים" בפעם הראשונה? כששני האחרים מתרוצצים בבטנה של רבקה וכו.
ומה המשמעות שם? המשמעות בדיוק מה שהשל אומר: מה ה' רוצה/דורש ממני? למה הוא עושה לי את זה?
אז ניתן צהבין שזו היא המשממעות המקורית של הביטוי דרישת אלקים.
*
Где мы впервые встречаем выражение "искать Б-га"? Первый раз, или один из первых это "И пошла искать Б-га" про Ривку, когда два брата дерутся в ее животе. И там совершенно ясный смысл: "искать Б-га" означает, "что Б-г хочет от меня"? Зачем он мне это делает!
Но кстати, если подумать, Юнг говорит о том же: это не ты ищешь "самость", это самость, мировой дух и т.д. "ищет" тебя, спрашивает о тебе.
*
Может быть, это объясняет историю золотого тельца: "сделай нам Б-га, который пойдет перед нами". Евреи в пустыне не хотят Б-га, который "ищет" и требует их. Они хотят Б-га который подходит им!
Есть такой стих, который часто цитируется в хасидут: "некейва тесовев гавер". Вроде бы смысл стиха ясен. Но я как то поинтересовался что он означает. Оказалось, что стих означает "женщина будет искать мужчину". Стих удивляется и говорит: что это за новость: женщина будет искать мужчину!
В нашем контексте, мужчина это Вс-вышний. А женщина это мы. И стих удивляется: женщина будет искать мужчину? Человек будет искать Б-га?
Б-г ищет человека - это суть иудаизма. Когда человек ищет и пытается найти милость и ублажить Б-га это уже язычество..
Хасидут любит говорить, что Б-г прячется от человека и надо его "искать".
А может, наоборот, это человек прячется от Б-га и не хочет услышать обращенный к нему вопрос?
Когда Адам согрешил - это он спрятался, а Б-г его ищет. Не наоборот
"Как отчет о Б-жественном раскрытии - слова Танаха это мидраш, ибо между раскрытием и словами может происходить лишь "тайный диалог". Раскрытие неописуемо, и поэтому слова не могут выразить его.
Раскрытие - это происшествие, в котором пророк стоит как отвечающий на запрос Б-га, и поэтому даже слова Танаха не способны быть "словом Б-жьим" в обычном смысле, но "ответом на запрос Б-га".
Ставить знак равенства между словом и Б-гом это "агшама", овеществление.
Слова Танаха по самой своей сути слов это только слова-указатели, указывающие на нечто не подлежащее описанию
"Танах это не книга, предназначенная для чтения, а драма, в которой нам суждено участвовать. Не описание событий а само событие... Когда мы открываем Танах как если бы это была книга - он молчит. Как духовная сила Тора это голос, "взывающий к людям день за днем с любовью"
(Бонди, цитата из Гешеля)
Еще до того как мы добрались до обсуждения, что такое традиция, Гешель уже говорит, что слова Торы невозможно воспринимать "понятийно". Они не слова-описания, но ответ на вопрос того, что выше описания, обращенный к нам.
Не сами слова Танаха стоят в основе традиции иудаизма, а не-вербализуемое слово Б-га, вдыхающее жизнь в эти слова это то, что создает их" (там же)
Вот изумительно точное объяснение почему пророчество это не "мистика" (Аека, 192):
В "Б-г ищет человека" Гешель немного говорит о мистике. Но в конце 20 главы он посвящает различию между пророчеством и мистикой целый абзац:
"В отличие от мистического акта, итгалут не происходит как результат поиска эзотерического переживания. Наоборот, пророк бежит от такого переживания. Итгалут это не акт поиска, но быть вопрошаемым, акт, когда Б-г спрашивает человека. Путь к Б-гу это путь Б-га.
Мистическое переживание это обращение человека к Б-гу. Пророческий акт это обращение Б-га к человеку. Мистическое переживание это прежде всего происшествие в жизни человека, обусловленное желанием и инициативой человека. Пророческий акт это, прежде всего, событие в жизни Б-га, обусловленное пафосом Б-га и его инициативой"
Когда отдельный человек или целое поколение достигли такого состояния что его духовное явление зовет
Когда отдельный человек, или целое поколение достигли такого состояния, что его духовное явление зовет его к действию, тогда становится невозможным для него насытить свою необходимую жажду любым ограниченным содержанием, если само это содержание не приводит его к содержанию широкому и свободному, в котором он ощутит величие в корне склонности его души из источника ее жизненности. И поэтому тайны мира, тайны Торы, тайна Имени все более истребуется от поколения
И упрямство, приводящее к тому, чтобы находить лишь в открытой стороне духовное удовлетворение, ослабляет силу, рассеивает дух, и приводит бушующую страсть туда, где она найдет лишь пустоту и разочарование, и с отчаянием сердца вернется снова искать свой путь