Еще одна субботняя идея. Рав Ицхак Гинзбург как-то говорил, отвечая на вопрос - чем отличаются евреи от неевреев - он сказал, что у евреев душа (Б-жественная) внутри. А у неевреев она в "макиф" (снаружи).
Что такое внутри и снаружи? В самом первом приближение это сознательное и бессознательное.
Что такое евреи и неевреи в данном контексте это отдельная тема. Но эта мысль рава Гинзбурга навела меня на следующую мысль:
А что если вопрос "где Б-г" (и связанные с ним вопросы как Ему служить) связаны именно с тем, где находится моя душа? Или я воспринимаю свою душу как нечто "внутри" меня (например, как мораль или совесть). И тогда - Б-г внутри меня.
Или же для меня душа "в макифе". И тогда Б-г тоже "надо мной".
Другими словами можно говорить о "внешнем служении" (в общем, до начала Нового Времени), когда Б-г снаружи, Б-г это внешняя мораль, и внешний судья. Поскольку сознание человечества еще недостаточно развилось. Это, в известном смысле, сознание ребенка. И тогда основное служение это страх.
И есть "внутреннее служение", служение Нового Времени. Служение хасидизма, который называется "внутренней Торой". Внутренняя Тора означает, что душа внутри меня. И тогда Б-г внутри меня. И тогда "вся тяжесть суда" (рав Кук) также внутри меня. И тогда основное служение это любовь. Кажется, рав Кук ближе всех подходит к этой мысли