Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Наш воскресный онлайн о "праведниках которым плохо"

Наш воскресный онлайн о «праведниках которым плохо» Почему есть праведники, которые покидают этот мир раньше времени? Ицхак Ройтман, 9 июля 2020 * Есть беседа Ребе, посвященная памяти его отца, р. Леви Ицхака, йорцайт которого приходится на 20 ава — где Ребе задает вопрос: Есть такие праведники, которые покинули этот мир раньше времени. На первый взгляд, почему Вс-вышний это делает? Ведь этот праведник, если бы он остался жив, мог бы осветить мир своими книгами и т.д. И почему Вс-вышний делает так, что он уходит из мира раньше времени? Есть праведники, которые как бы символ успеха. Недавно покинувший этот мир рав Штейнзальц — яркий пример такого праведника, прожившего долгую жизнь и успевшего невероятно много. Но есть праведники, покинувшие этот мир в безвестности и страданиях, такие как рабби Нахман. Как это объяснить? Рабби Нахман объясняет в одном из своих учений, что из за цимцум, из за того, что есть халаль и маком пануй, «пустое пространство», из-за этого есть вопросы, на которые нет ответа. В этом мире есть свет и тень. Свет это «кав вехут», «линия» и «нить» света. И есть тень, аспект цимцум и «пустого пространства», Юнг причем говорит, что эта тьма выше чем свет. Можно предположить,, что есть два типа праведников. Такие, кто в аспекте «света», и их жизнь есть победа и успех. И есть праведники, вся жизнь которых поражение и страдание. Как Алтер Ребе и рабби Нахман. Мошиах это парадокс. Один из парадоксов мошиаха — что его победа становится его поражением… Нецах и год. Нецах означает «победа», когда мы побеждаем. В аспекте «победили меня дети мои». Год это когда Вс-вышний нас побеждает. И вся религия это нецах и год, обе эти части. Есть часть, когда мы побеждаем. Но есть когда Вс-вышний нас побеждает, несмотря на все наши усилия. Религия в целом — если мы хотим все время побеждать — так не бывает. У рава Соловейчика есть об этом — что в начале каждой победы есть уже поражение. Наука, психология — построены на том, чтобы научить человека побеждать. Но, как говорит рав Соловейчик, если человек не способен принять поражение — в его личности есть изъян. Религия добавляет человеку способность принять поражение. Рабби Нахман говорит о том, что мир создан ради того, чтобы в нем раскрылось качество рахамим. Жалости. Если мир логичен — то нет никакого места жалости. Именно принципиальная нелогичность мира дает место для проявления жалости. Тора — это раскрыть аспект жалости в мире. Иначе «тебя съели — ты сам виноват». Лев который тебя сожрал — молодец. А ты, овца, которую съели — надо было быстрее бегать… На одной природной логике мир не может существовать. Мир создан качеством суда. Что означает качество суда? — Это законы природы. Но Вс-вышний увидел, что на одном суде мир не может существовать. И добавил качество рахамим — жалости. Тора это аспект жалости. Народ Израиля это аспект раскрытия жалости в мире. Но жалость раскрывается именно там, где человек терпит поражение. И это поражение — связаны с аспектом первичной тьмы и пустого пространства. Юнг говорит, что глубина личности это ее тень. Но наша тень это наши поражения, а не наши победы. Мы делаем из религии «каучинг». Мы приходим в религию, чтобы улучшить наше «качество жизни». Мошиах приходит к тем, кто терпит поражение. Поэтому самых великих праведников Вс-вышний испытывает, и они идут на смерть.