Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

06

Квантовая психология. Хорошо сказано… Рассмотрим следующие два предложения: 1. Мой босс — алкоголик и женоненавистник, и меня от него уже тошнит. 2. Моя секретарша — некомпетентная визгливая сучка, и уменя нет выбора, кроме как уволить ее. Оба эти утверждения представляют ментальные процессы, происходящие по тысяче раз на день в современном бизнесе. Оба утверждения выглядят как «злоупотребление языком» или «шум» с точки зрения современной науки, представленной в этой книге. Если представить себе эти высказывания в устах психиатрических пациентов, то, конечно, психологи различных школ «обращались» бы с ними по-разному. Но сторонники рационально-эмотивной терапии (последователи доктора Альберта Эллиса) заставили бы пациентов перефразировать высказывания в соответствии с теми же принципами, которые обсуждались в данной главе.
Квантовая психология, дальше Если я достаточно хорошо понимаю квантовую логику (а это говорили и другие физики, кроме доктора Гриббина), то это лишь потому, что трансакционная психология, наука о том, как мозг обрабатывает данные (а в этой области у меня действительно есть некоторая академическая квалификация), имеет дело с той же роковой непредсказуемостью, которая вызывает столько нареканий в квантовой вселенной. Собственно, я мог бы даже сказать, что изучение науки о мозге лучше подготовит вас к восприятию квантовой теории, чем изучение классической физики.
Квантовая психология, дальше. О моделях. Мы видим объекты во «внешней вселенной» при помощи наших глаз, а затем создаем в нашем мозгу их картинки, или модели. Мозг «интерпретирует» то, что глаза передают ему как энергетические сигналы. (Пока что будем игнорировать имеющиеся данные о том, что процесс интерпретации этих сигналов мозгом носит характер игры случая.) Опять-таки, мало кто из западных людей когда-либо подвергал это сомнению, но тот, кто делал это, приходил к очень странным и «невероятным» альтернативам.
Квантовая психология Если мы не можем описать что бы то ни было «как оно есть», но только «как оно представляется нашему уму», следовательно, у нас не может быть и чистой физики, а только нейрофизика — то есть физика, преломляемая через человеческую нервную систему. Кроме того, у нас не может быть и чистой философии, а лишь нейрофилософия. И не может быть чистой нейрологии, а лишь нейронейрология…
Квантовая психология. Импринты 2. Импринты. Кажется, у животных бывают краткие периоды «импринтной уязвимости», когда нервная система может неожиданно создать некий личный туннель реальности для самой себя. Импринты связывают нейроны в рефлексные сети — связывают, похоже, на всю жизнь. Фундаментальные исследования импринтирования (например, исследование, за которое Лоренц и Тинберген разделили Нобелевскую премию в 1973 году) показали, что статистически нормальный гусь импринтирует свою мать — то есть начинает отличать ее от других гусей — вскоре после рождения. Этот импринт создает нейронную «связь», благодаря чему и сам гусенок привязывается к матери. Такая привязанность может проявляться самыми разными способами.
Есть ли место неопределенности и относительности в иудаизме? Есть и еще как. Весь Талмуд это интерпретация Мишны. И высказываются несколько мнений. И как правило далеко не всегда в конце говорится какое из них «правильное». В хасидут объясняется что это аспект «эти и эти слова Б-га живого» (Элоким, множественное число, множество «туннелей», иножество вариантов). С другой стороны галаха это однозначность. «И Гашем с ним — ибо галаха идет по его мнению везде». Здесь четырехбуквенное имя, указывающеена единство.
Наше поколение больно «определенностью». Мы хотим знать все, здесь и сейчас. О себе и о других. Нам нужен мобильный телефон, чтобы быть на связи, здесь и сейчас. Родители хотят знать, где их ребенок — здесь и сейчас. Мобильника уже мало — нужно уже «чип», чтобы контролировать каждый момент времени. Корона, с ее неизвестностью, что будет завтра, выводит из равновесия. Ибо я просто обязан знать, что будет со мной завтра! И это знание мне необходимо сегодня! Я хочу знать свою судьбу. Немедленно. Я хочу знать свою задачу в мире. Прямо сейчас. Я хочу знать, я прав или я не прав, знать как правильно…