Есть ли место неопределенности и относительности в иудаизме? Есть и еще как. Весь Талмуд это интерпретация Мишны. И высказываются несколько мнений. И как правило далеко не всегда в конце говорится какое из них "правильное". В хасидут объясняется что это аспект "эти и эти слова Б-га живого" (Элоким, множественное число, множество "туннелей", иножество вариантов).
С другой стороны галаха это однозначность. "И Гашем с ним - ибо галаха идет по его мнению везде". Здесь четырехбуквенное имя, указывающеена единство.
В этом смвсле понятие "галаха псука", "кодекс" типа Рамбамовского илиШулха Аруха это "нарушение равновесия".
Как бы "нормальное" состояние это неопредеденность, которая разрешается для каждого конкретного случая в тот момент, когда возникает необходимость. А кодекс это нонсенс в иудаизме. Как и записывание устной Торя вообще.
Есть еще несколько понятий указываюзих на важность неопредеденности в иудаизме. Иудаизм будет делать восьмерки в воздухе чтобы разрешитб жену своему мужу. Или чтобы не обьявить ребенка мамзером. И тд. Или "мишпаха шентимеа титмеа" - сембя которую все считали евреями а потом появилисб подозрения что нет, подозрения не принимаются в расчет.
Но самое интересное, что каббала и хасидут говорят про "зивуг" имен Гавайе (единство, однозначность) и Элоким (множественность, неопределенность).
До этого "квантовая" психология кажется еще не дошла.
Требуется "зивуг" (сочетание) определенности и неопредеденности. Элоким при этом очевидно игуль, круг, мать-земля Но само по себе это множественность, корень идолопоклонства.
Тем не менее, берейшит бара Элоким, в начале идет имя Элоким. Гашем, имя символизирующее единство, появляется лишь далее.
Первый Раши, с чего надо было начать Тору это тот же дуализм Гашем и Элоким
Ну и конечно народы это земля и имя Элоким. А еврейский народ это небеса и единство. И Эрец Исраэль, где они встречаются