Есть ли место неопределенности и относительности в иудаизме?
Есть ли место неопределенности и относительности в иудаизме?
Есть и еще как.
Весь Талмуд это интерпретация Мишны. И высказываются несколько мнений. И как правило далеко не всегда в конце говорится какое из них «правильное».
В хасидут объясняется что это аспект «эти и эти слова Б-га живого» (Элоким, множественное число, множество «туннелей», иножество вариантов).
С другой стороны галаха это однозначность. «И Гашем с ним — ибо галаха идет по его мнению везде». Здесь четырехбуквенное имя, указывающеена единство.
В этом смвсле понятие «галаха псука», «кодекс» типа Рамбамовского илиШулха Аруха это «нарушение равновесия».
Как бы «нормальное» состояние это неопредеденность, которая разрешается для каждого конкретного случая в тот момент, когда возникает необходимость. А кодекс это нонсенс в иудаизме. Как и записывание устной Торя вообще.
Есть еще несколько понятий указываюзих на важность неопредеденности в иудаизме. Иудаизм будет делать восьмерки в воздухе чтобы разрешитб жену своему мужу. Или чтобы не обьявить ребенка мамзером. И тд. Или «мишпаха шентимеа титмеа» — сембя которую все считали евреями а потом появилисб подозрения что нет, подозрения не принимаются в расчет.
Но самое интересное, что каббала и хасидут говорят про «зивуг» имен Гавайе (единство, однозначность) и Элоким (множественность, неопределенность).
До этого «квантовая» психология кажется еще не дошла.
Требуется «зивуг» (сочетание) определенности и неопредеденности.
Элоким при этом очевидно игуль, круг, мать-земля
Но само по себе это множественность, корень идолопоклонства.
Тем не менее, берейшит бара Элоким, в начале идет имя Элоким. Гашем, имя символизирующее единство, появляется лишь далее.
Первый Раши, с чего надо было начать Тору это тот же дуализм Гашем и Элоким
Ну и конечно народы это земля и имя Элоким. А еврейский народ это небеса и единство. И Эрец Исраэль, где они встречаются