Нойман там же стр

Нойман, там же, стр. 40

Другими словами, есть мистицизм, возвращающий человека в детство. В "потерянный рай". Этим "потерянным раем" может служить легенда о Райском саде. Но легко понять что мессианская идея это та же идея возвращения в райский сад.

Легко понять, что идея Лайтмана-Ашлага - направленная также на полное "слияние" творения с творцом - по-видимому также является "уроборической". Отказ от эго означает, другими словами вернутсья в младенчество. Единственный способ надежно сделать это - кажется только лоботомия...

Но есть, оказывается, другой мистицизм. Который направлен на созидание. Найти собственный выход. Самому стать пастырем своих овец.

Если сравнивать хасидут и рава Кука - то хасидут, кажется, все же, в основном уроборическая мистика. И поэтому там "битуль" - подчинение, устранение разума это основа основ.

А рав Кук это как раз созидающий мистицизм.

Уроборический мистицизм не так уже однозначно плох. Он хорош, пока он находится в балансе с тем "высоким" мистицизмом, о котором Нойман здесь говорит. У человека есть потребность время от времени "вернуться в детство". Представить себя ребенком. Только не надо там оставаться навсегда. Можно почерпнуть там силы, но потом - вернуться в мир созидания

Запись опубликована в рубрике: .