Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчерашний "онлайн" по Лайтману

Вчерашний «онлайн» по Лайтману. Длинное предисловие, что можно взять у Лайтмана, а чего лучше не брать. В продолжение — читаем и комментируем «Предисловие к комментарию Сулам» * Что заставило меня повернуть в сторону Лайтмана? Я тридцать лет занимаюсь религией. Это сделало меня лучше? Приблизило меня к духовности? Сделало меня более порядочным человеком? Ответ: нет. И многие другие, пошедшие по пути тшувы — я тоже вижу, это не исправило их, сделало их только хуже. И тогда я вдруг вспомнил про концепцию Лайтмана, и начал читать «предисловие» Ашлага к Зоару, и, что называется, пошло. А кто в наше время вообще говорит о том, что религия это духовная практика? Религия превратилась в чисто социальную функцию. Никто об этом не говорит. Единственный кто говорит об этом, особенно на русском, это Лайтман Поэтому я решил, что я постепенно буду двигаться с Лайтманам. Учитывая все проблемы, которые с этим связаны. Основная проблемка Лайтмана это его концепция «группы», которую он пытается замкнуть на себя, и отгородить от всего мира. Лайтман это не Ашлаг. И ученики это не ученики Магида из Межерич. И ты берешь себе бесконечную власть и энергию. И кто поручится, что ты не поведешь все стадо в пропасть? Это ситуация многих сект. И это ситуация очень многих духовных практик. Человек стремится в духовность, и при этом теряет себя. Значит ли это, что все что делает Лайтман нужно выбросить в мусор? — Ответ нет. Нужно использовать то, что там есть позитивного. Общее впечатление, что «методика» исправления Эго Лайтмана взятая в буквальном смысле — не только не работает, но наоборот, приводит к зашкаленному эго у учеников. Еще проблема — его перманентный конфликт с ортодоксальным иудаизмом. Можно видеть в этом проблемы самих религиозных. Но для цельной структуры требуется контакт между нефеш-руах-нешама (религиозные с детсва) и хая-йехида (баалей тшува). Без этого религиозные с детства остаются только с малым светом. А баалей тшува — у них есть потенциально очень большой свет, но чтобы его зажечь нужен «малый свет» религиозных с детства. Души баалей тшува — более высокие, но они глубоко в грязи. Когда баал тшува находится среди религиозных с детства — тогда зажигается их свет, и дальше он светит всем. Большие души это самые высокие души. Но они также очень грязные души. Если они не связаны с классическим иудаизмом — их грязь только увеличивается, пока все не падает в клипу. То же в отношении Израиля и народов мира. Израиль это внутренний свет, маленький свет, младший брат. А Эйсав это большой свет, но чтобы зажечь этот «ядерный реактор» нужен «стартер» Израиля. Лайтман — и это проблема — только в макифе. Но хасидут говорит, что пними — это основное. Внутренний свет это основное. Задача не вывести человека из мира, а привести человека в этот мир. Когда христианство отделилось от иудаизма, эта «искра» перестала поступать в систему, и тогда христианство упало в клипу. В продолжение мы обсуждаем первые буквы «Предисловия» рава Ашлага к комментарию «Сулам»