Вчерашний "онлайн" по Лайтману. Длинное предисловие, что можно взять у Лайтмана, а чего лучше не брать. В продолжение - читаем и комментируем "Предисловие к комментарию Сулам" * Что заставило меня повернуть в сторону Лайтмана? Я тридцать лет занимаюсь религией. Это сделало меня лучше? Приблизило меня к духовности? Сделало меня более порядочным человеком? Ответ: нет. И многие другие, пошедшие по пути тшувы - я тоже вижу, это не исправило их, сделало их только хуже. И тогда я вдруг вспомнил про концепцию Лайтмана, и начал читать "предисловие" Ашлага к Зоару, и, что называется, пошло.
А кто в наше время вообще говорит о том, что религия это духовная практика? Религия превратилась в чисто социальную функцию. Никто об этом не говорит. Единственный кто говорит об этом, особенно на русском, это Лайтман
Поэтому я решил, что я постепенно буду двигаться с Лайтманам. Учитывая все проблемы, которые с этим связаны.
Основная проблемка Лайтмана это его концепция "группы", которую он пытается замкнуть на себя, и отгородить от всего мира. Лайтман это не Ашлаг. И ученики это не ученики Магида из Межерич. И ты берешь себе бесконечную власть и энергию. И кто поручится, что ты не поведешь все стадо в пропасть?
Это ситуация многих сект. И это ситуация очень многих духовных практик. Человек стремится в духовность, и при этом теряет себя.
Значит ли это, что все что делает Лайтман нужно выбросить в мусор? - Ответ нет. Нужно использовать то, что там есть позитивного.
Общее впечатление, что "методика" исправления Эго Лайтмана взятая в буквальном смысле - не только не работает, но наоборот, приводит к зашкаленному эго у учеников.
Еще проблема - его перманентный конфликт с ортодоксальным иудаизмом. Можно видеть в этом проблемы самих религиозных. Но для цельной структуры требуется контакт между нефеш-руах-нешама (религиозные с детсва) и хая-йехида (баалей тшува). Без этого религиозные с детства остаются только с малым светом. А баалей тшува - у них есть потенциально очень большой свет, но чтобы его зажечь нужен "малый свет" религиозных с детства.
Души баалей тшува - более высокие, но они глубоко в грязи. Когда баал тшува находится среди религиозных с детства - тогда зажигается их свет, и дальше он светит всем. Большие души это самые высокие души. Но они также очень грязные души.
Если они не связаны с классическим иудаизмом - их грязь только увеличивается, пока все не падает в клипу.
То же в отношении Израиля и народов мира. Израиль это внутренний свет, маленький свет, младший брат. А Эйсав это большой свет, но чтобы зажечь этот "ядерный реактор" нужен "стартер" Израиля.
Лайтман - и это проблема - только в макифе. Но хасидут говорит, что пними - это основное. Внутренний свет это основное.
Задача не вывести человека из мира, а привести человека в этот мир.
Когда христианство отделилось от иудаизма, эта "искра" перестала поступать в систему, и тогда христианство упало в клипу.
В продолжение мы обсуждаем первые буквы "Предисловия" рава Ашлага к комментарию "Сулам"