Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

И все же

И все же.. все немного сложнее… На первый взгляд (и как я писал на той неделе) все ясно: хасидизм морально устарел. Рав Кук рулит. Злые хасиды скрывают от честного народа рава Кука (собственно, последователи скрывают еще больше). Гинзбург — кажется вообще не релевантен… В пятницу вечером зашел в хабадскую синагогу. От нечего делать. Оказался случайно десятым, хотя уже помолился маарив. Чтобы чем то заняться, начал читать последний «нифлаот»… И вдруг я понял одну идею. Рав Гинзбург и рав Кук — это не вопрос кто прав. Это скорее, кто на каком уровне говорит. Рав Кук говорит на очень понятном уровне Он смотрит миру в глаза. Он смотрит поколению в глаза. Он видит, что здание иудаизма рушится на его глазах. Он видит, как молодежь отходит от еврейства. Он видит, как хилоним (светские) строят Эрец Исраэль. И эта невыносимая боль приносит ответ — нужно строить мосты! Нужно соединять миры. Светские во многом правы! Религия должна сделать хешбон нефеш (душевный самоотчет). Рав Кук верный ученик Гаона. Он смотрит на ситуацию честно и непредвзято. И видит правоту «халуцим». И ищет решения. Здесь и сейчас. В этом мире. Хорошо. С равом Куком мы поняли. А что с хасидизмом вообще? И с равом Гинзбургом в частности? Фишка в том (и почему то дошло в эту пятницу вечером) рав Гинзбург находится в том месте, где зла вообще нет. Есть только добро. Тьмы нет в принципе. Есть только свет. Поскольку это урок основанный на 11 послании в Тании (там еще есть ссылка на маамар Алтер Ребе из Ликутей Тора на главу) — можно с известной уверенностью утвертждать, что это также суть хасидизма. Дойти до того места, где зла вообще нет. Привлечь этот свет в мир. И таким образом привести «избавление» (что бы это не обозначало). Если объяснить это в понятиях хасидизма, рав Кук говорит о Б-жественности соизмеримой с мирами. И работает над тем, чтобы исправить мир, навести мосты здесь и сейчас. Это называется «итлабшут» (облачение). И это называется «цадик тахтон» (нижний праведник). Хотя слово «эльон» повторяется в писаниях рава Кука несчетное число раз — но это как раз «цадик тахтон» который пытается исправить мир. Хасидизм — это «цадик эльон». Высший праведник. Который выше понятий добра и зла. Это то, что называется «перевернуть тьму в свет и горечь в сладость». Это ступень Рашби. Это ступень сокрытой Торы вообще. Это ступень хасидизма и Торы мошиаха особенно. Почему недостаточно рава Кука? Почему нужен хасидизм? Рав Кук обращается к разуму. Исправление рава Кука это исправление разума, в конечном счете. Он в этом смысле наследник Рамбама, как мы говорили, и Гаона, как он сам неоднократно говорил. Его обращение к каббале — это обращение к каббале, связанной с миром, соотносящейся с миром. Почему этого недостаточно? Почему в последние десятилетия именно хасидизм «рулит»? — Да потому что одного разума, одного сознания недостаточно. Мир ищет обращения к сверхсознанию. И это как раз хасидизм. И это как раз рав Ицхак Гинзбург. Мир ищет дойти до точки где добро и зло сливаются в одно, и зло превращается в добро, и грешники делают тшуву. И это тоже хасидизм. Таким образом, нужно, как понятно и то, и другое. Проблема начинается там, где «ящик инструментов» используется не по назначению. Когда пытаются хасидские концепции применять «напрямую» к миру — они ломают мир. Когда из концепции праведника делают то, что не надо делать — подавляя индивидуальность человека — это становится проблемой. Но, без праведника, достичь ступени «ман пней адон авайе», «лица Вс-вышнего» не представляется возможным. Шавуа тов