Что такое Тора?

Что такое Тора? Вопрос какой-то, скажем, из банальных, из избитых донельзя... Однако нет. Мидраш Раба на Берейшит начинается со следующих слов: רבי הושעיה רבה פתח, (משלי ח, ל): "וָאֶהְיֶה אֶצְלוֹ אָמוֹן וָאֶהְיֶה שַׁעֲשֻׁעִים יוֹם יוֹם וגו'". "אמון", פדגוג. "Рабби Ошая начал, (Мишлей 8, 30) "И я была у него ????, и была (его) развлечением день за днем. Там есть непонятное слово "амон". И мидраш занят тем, что пытается понять, что в точности означает это загадочное слово. Приводится несколько версий. Самая первая - что читать надо вообще не "амон", а "омен". И что смысл этого слова - "педагог" (так в мидраше в оригинале. Чтобы нам было понятно, и чтобы мы не ошиблись, не дай Б-г).

Тахлис, Тора это "омен" - педагог у Вс-вышнего. Педагог, призвание и назначение которого - воспитание еврейских душ. То есть, есть еврейские души (которые, в общем, есть все души человечества). И есть "педагог". Воспитатель этих еврейских душ.

Из этого определения очевидно, что единственное назначение Торы (по крайней мере в этом своем качестве) это "воспитание" еврейских душ. Другими словами, как задача любого воспитателя, раскрытие их потенциала.

Кажется, это чрезвычайно важно в контексте наших последних разговоров о "большой" Торе дней Мошиаха и собирания изгнанников. и "малой" Торе, полученной на Синае.

Иначе говоря, Тора, полученная на Синае - это "воспитатель" для "группы детского сада", вчерашних рабов, удостоившихся величайшего откровения.

Только вот ученики выросли, и стали уже взрослыми. А "воспитатель" продолжает относиться к ним как к маленьким детям. Наказывая за каждую мелочь. И вообще, "воспитателя", кажется, больше интересует тишина на уроке, чем развитие интеллекта и человеческого потенциала его воспитанников.

И вот приходит поколение халуцим, первопроходцев. И говорит: мы больше в эту школу не ходим. Достало. Хватит. Начинаем самостоятельную жизнь!

И они действительно, оставили школу. И построили эту страну. Но их дети вообще не учились ни в какой "школе". И, как выразился в свое время Берл Каценельсон, "мы думали, что наши дети вырастут разносторонними людьми, а они выросли ам-аарецами (полностью безграмотными в иудаизме людьми).

А потом подросло следующее поколение. Которое слышало про "школу" только ностальгические воспоминания дедушек и бабушек. И ностальгия победила логику и смысл. И внуки и правнуки решили возродить прежнюю "школу". С палками и розгами и прочими прелестями, поскольку в них "самый цимес".

А теперь пришли мы. Поколение "пост". И мы понимаем, с одной стороны, что "воспитатель-педагог" необходим в процессе. Но... как бы это сказать? Как бы этого старого воспитателя отправить на пенсию? И найти более современного "воспитателя"?

* Кстати, из этого мидраша легко выучить, что Тора это вообще не буквы. "Воспитатель" - это Моше, как в том стихе, который приводит Мидраш для объяснения смысла этого стиха: "разве я омен (воспитатель), который несет на руках своего воспитанника"? Ответ, да. Воспитатель.

То есть "Тора-воспитатель" это вообще говоря Моше. И Моше каждого поколения. Праведники каждого поколения. Они и есть Тора поколения. Осталось только найти подходящего "воспитателя", понимающего язык поколения. И способного воспитывать учеников, адекватных поколению, способного развивать их духовно и физически.

Запись опубликована в рубрике: .