Иногда приходят такие комменты, которые как глоток свежего воздуха. Особенно после вчерашнего холи-срача - вдруг, оказывается, не все еще зомбированы. "Еще не пропала наша надежда".
Спасибо, Tamir Zaltsman за замечательный коммент! Ты вернул мне веру в религиозное общество...
"Долго я думал, что Вам ответить. И, често говоря, не очень знаю, что написать. Что терминология - это только терминология? Что методика в том и заключается, что позволяет описать различные явления? Не думаю, что имеет смысл это обсуждать. Тогда что? Ваше утверждение, что "...сохранение общества лежит на неукоснительном соблюдении Шульман арух."? Ну, тут, наверное, с Вами не согласится ни один мало-мальски грамотный раввин. И дело даже не столько в том, что есть немало источников, противоречащих Вашей максиме (да хоть вот то, что "Второй Храм был разрушен из-за того, что они все исполняли только строго по закону Торы"), и не в том, что у сефардов - Мехабер, а у ашкеназов - Рамо. А дело, видимо, в том, что, как сказал Саадия Гаон, "для интеллектуалов - поиск Б-га (июн), а для женщин и детей - религия". В еврейском мире происходит "большевистская" революция. И я так пишу, потому что верховодят всем люди недалекие, Швондеры от религии. Люди хорошие, но недальновидные. Для которых самое главное - это сиюминутное выживание (если не выгода). Прожить еще один день, урвать еще один кусок - а там хоть трава не расти... Ирония как раз в том, что в таком подходе и Шульхан Аруха то очень мало... Широкое распространение поверхностного изучения Торы создает общество начитанное, но безграмотное. Там, где нет глубокого философского осмысления ситуации в свете традиции, - нет жизни мысли, нет и жизни... Мицват анашим мелумада - это как раз о бездумном следовании букве - даже не закона! - Шульхан Аруха... Шульхан Арух, без сомнения, центральная книга еврейской жизни. Но главным все равно остается Тора Устная, передающаяся из уст в уста, от Учителя к ученику. Без Фейсбуков и Ютюбов. Без догматизации в письменных канонах. Это и определяет жизнь, жизнь по Торе, живую Тору, Б-га живого. И уж совсем не смешно мне было прочитать, что "...извечная роль харедим - объединение еврейского народа на основах Торы". Ой ли? Когда появились харедим? Во времена рава Гирша? Хатам Софера? Или с появлением Агуды? На самом деле, если вдуматься, то роль харедим - это, скорее, сохранение (и уж никак не объединение) Торы, а не еврейского народа. То, что объединяет евреев сегодня - это спор по поводу Государства Израиль. В этом споре принимают участие все части еврейского народа - и светские, и религиозные, и сионисты, и сатмары... В общем, все... Да что там говорить... Харедим бы научить хотя бы хранить собственные города и районы в подобающей присутствию Шхины чистоте..."
(Тамир Зальцман)