Шиби Фруман (сын рава Фрумана Зацаль из Текоа)

Шиби Фруман (сын рава Фрумана Зацаль из Текоа)

Десять лет назад я был почти что ангел.

Я пребывал в таком религиозном экстазе, что казалось, еще немного, и я воспарю ввысь. Я добавлял все больше и больше тонкостей и устрожений, в пьянящей иллюзии, что вот-вот, это случится, надо только еще немного поднажать, еще один маленький "цимцум" и я там.

Но в один прекрасный день во мне высвободилась какая-то пружина. С тех пор она расширяется и сжимается, как в аппарате искусственного дыхания, понимающем как ценность, так и опасность сжатия и расширения.

"Назир" (отшельник) и "Сота" (распутница) соседи. Они живут в одном и том же доме в Торе. Оба они нарушают норму, с разных сторон, один устрожает сверх меры, а другая вообще ломает все преграды. Оба они способны привести миру большие несчастья, но способны принести также благословение.

Хотя они и соседи, но это отнюдь не добрые соседи. Большую часть времени они находятся в войне друг с другом, и напротив каждого балкона "отшельника", возомнившего себя святым, всегда найдется "распутница" и будет проклинать его. "Таконес" хасидов Гур в отношении сексуальности – не меньшая "реформа" в еврейской традиции, чем столь ненавистные им "реформисты".

Тем не менее, нам свойственно уважать и принимать больше того, кто устрожает, чем того, кто облегчает. Даже если мы не согласны, устрожающий воспринимается нами как тот, кто в большей степени стремится к истине, предан какой-то истине, а не просто округляет углы и идет на компромиссы.

Особенно на волне человеческих страхов, очень легко увлечься и тебя унесет водоворотом устрожений, создающих ощущение истины и справедливости внутри себя.

Это глубокая иллюзия, которую стоит узнать. Следует помнить, что в поисках того, что правильно, у устрожений и у облегчений одна и та же функция, как в строительстве, так и в разрушении мира и человеческой личности. Каждое избыточное отшельничество порождает в мире отклонение от истины, и вместе они фальсифицируют мир.

Поэтому, пытаясь найти путь в лабиринте, называемом жизнью, даже когда мы находимся на самом краю, следует дать устрожениям и облегчениям один и тот же вес, определенный шанс, полагающийся им почет, и если требуется – также ручной тормоз.

Шабат шалом и цветущей весны

Шиби Фруман

Запись опубликована в рубрике: .