Меня в последнее время сильно занимает идея диалога и философии диалога которую развивает Ilya Dvorkin

Меня в последнее время сильно занимает идея диалога и философии диалога, которую развивает Ilya Dvorkin, я пока что не могу сказать. что я совсем "вьезжаю" в идею, может совсем нет. Но я пытаюсь "перевести" это в систему знакомых мне понятий.

Вопрос, можно ли сказать, что классическое рабби Нахмановское что "единственное творение это махлокет" (так излагает Шагар) это и есть идея диалога? "В начале сотворил Вс-вышний небеса и землю" - чтобы они спорили между собой, и в результате договорились между собой?

Вечный спор Яакова и Эйсава, иудаизма и христианства - возможно, это для того, чтобы был диалог?

На физическом уровне "разность потенциалов" это условие диалога, а выравнивание всех потенциалов это тепловая смерть вселенной?

Возможно, это обьясняет некоторые особенности религиозного языка.

Начиная с "этот говорит вся моя и этот говорит вся моя".

Если каждый говорит половина моя - то нет диалога. Нет махлокет, нет спора - нет и диалога. Каждый взял свою половину и пошел себе.

Но, может быть, Вс-вышний хочет, чтобы был спор, был диалог, был конфликт? И поэтому Тора, Тора истины, говорит, что ты должен говорить "целиком моя", а не "половина моя". Потому что иначе ты нарушаешь основную заповедь "спора", конфликта, диалога?

Интересно посмотреть на конфликт Каина и Авеля с этой точки зрения. В конечном счете, Вс-вышний "провоцирует" этот конфликт, обращаясь к жертве Авеля и т.д. Что же тогда хотят от Каина? Возможно, от Каина хотят, чтобы был диалог? Чтобы спор не переходил в убийство?

Собственно наша глава Вайешев это та же тема.

Собственно, конфликт хасидизма и "литовского" иудаизма - это та же тема. Алтер Ребе вышел из тюрьмы и сказал своим хасидам "успокойтесь. Мы победили это не означает что мы сейчас должны плясать и танцевать и унижать своих противников".

Понятно, что конфликт "сионистов" и "антисионистов" это та же схема. И даже конфликт "светских" и "атеистов".

Может быть это обьясняет, действительно странный факт, что Ребе называет предыдущего Ребе "главой поколения". У предыдущего Ребе было несколько тысяч хасидов. И вряд ли кто то еще считал его главой поколения, кроме его собственного зятя... Понятно, что есть обьяснение, что Ребе имел в виду себя. Но даже Ребе - это явно не весь народ Израиля. Сколько есть хабадников? Несколько десятков тысяч семей. Почему же тогда "глава поколения"? - Может, ответ тот же. По Торе ты должен сказать "я глава поколения". А то, что прийдет еще кто-то и скажет, "я глава поколения" (как например рабби Нахман считал себя главой поколения и т.д.) - это бесейдер. Это начальное условие спора.

Есть такой стих "одно говорил Вс-вышний, два я услышал". Несколько перефразируя этот стих, Вс-вышний говорит ко всем, но каждый слышит что то свое. И каждый чувствует, что Б-г говорит только с ним (известное уточнение "Я Вс-вышний Б-г твой", в единственном числе).

Вс-вышний говорит со всеми нациями. И каждая нация слышит свое. Вс-вышний говорит со всеми религиями. И каждая религия слышит свое.

Так может быть пришло время понимания, что цель этого разделения - это диалог а не конфликт?

* Розенцвейг говорит (если я правильно понимаю) что есть треугольник, Б-г, мир, человек. И каждый из них говорит "есть только я". Может быть, снова, это только приглашение к диалогу? * Из одной книжки по нейропсихологии: трехлетний ребенок обращается к маме: не уходи, пока ты здесь я тоже здесь. То есть я существую пока ты существуешь и смотришь на меня (в связи с лекцией Ильи о диалоге)

Запись опубликована в рубрике: .