Все хасидские комментарии на главу "Корах" (глава, связанная с Гимел тамуз, как известно и т.д.) говорят о том, что в будущем "левые" будут выше "правых". Так что поосторожнее там с "левыми предателями" и проч. Вообще, вся идея главы Корах в хасидут (я сейчас перевожу урок рава на эту тему, будет большой урок с титрами по русски бли недер) - это бирур махлокет. Очищение и исправление "махлокет" (спора). Другими словами, Мошиах это культура дискурса.
Ilya Dvorkin мы что то говорили о философии диалога? Это близко?
Тезисы переводимого урока: Корах - его первичный "корень" - это небосвод, ракия, сотворенная во второй день творения. Она же ассоциируется с махлокет. Рав говорит, что в слове Корах и в слове "ракия" две буквы из трех одинаковые - куф и рейш. Рав говорит, что если ракия (небосвод, символизирующий споры и разногласия) это творение Вс-вышнего, и часть шести дней творения - это не просто хорошо, а "очень хорошо" * Мы очень часто чувствуем себя некомфортно, когда с нами спорят, когда с нами не соглашаются. Наша собственная точка зрения представляется нам единственно верной и самоочевидной, а точка зрения оппонента представляется глупостью, отрицанием основ и т.д. Приходит рав, приходит Ноам Элимелех, приходит вся хасидская литература (известны слова рабби Нахмана, что единственное творение это махлокет), и говорит, что это не просто природа вещей, а это первичная природа, с шести дней творения, что на любой тезис есть антитеза. И цель тезиса и антитезы в том, чтобы достигнуть синтеза. Другими словами, без антитеза мой собственный тезис неполон, несовершенен, не достигает настоящего синтеза.
В известном смысле вся еврейская традиция это традиция дискурса, столкновения противоположных мнений.
Рав говорил на прошлом урооке, что были поколения, когда не было махлокет (споров), и были поколения когда были споры. Но в нашем поколении - так рав сказал - есть махлокет. Нужны разные мнения, нужны споры, и только через них мы можем достичь синтеза. * Если хотите, я слышу это в известных словах Ребе про "десять упрямцев". Ребе говорит, что должны быть "упрямцы", но Ребе подчеркивает, что эти упрямцы должны научиться также разговаривать друг с другом. То, что ты такой упрямый, и уверен, что только ты постиг "даат эльон" - это хорошо. Ты уже почти Билам. Тебе толкьо ослицы не хватает... Но для того, чтобы стать настоящим "машиахом" тебе надо научитья разговаривать с другим "машиахом", таким же упрямым как твоя ослица...
видео этой части урока (с субтитрами. Если не видно субтитров включите их в ю-тюб)