Нужно убрать из учебы весь этот фанатизм. «Слава Б-гу» и т.д. Нужно убрать все это. Невозможно понять, или это настоящая вера, или это суеверие, что они имеют в виду на самом деле. Нужно раскрыть величие мысли Творца. И именно в Гемаре, в дискуссиях Абайе и Рава. В Раши, в Рамбаме, в великих мудрецах Израиля. И убрать все эти толкования, которые приводят человека к убеждению, что он самый великий грешник на свете. «Тогда он должен стать «религиозным», чтобы искупить свои грехи». Это не Тора!
Я попытаюсь объяснить. У нас есть множество источников, которые говорят: все, что получил Моше, Аарон получил тоже. Так почему же мы говорим «Тора Моше», а не «Тора Аарона»? В чем отличие между «Торой Моше» и «Торой Аарона»?
Отличие очень простое: Моше пришел, чтобы раскрыть Тору, исправляющую мир. Аарон — это священничество, религиозный культ. Если есть грех, то нужно его «искупить». «Тора Аарона» - это Тора искупления. Тора Моше — это Тора исправления мира. Моше не интересуют подробности Храмовой службы. Это как раз глава Тецаве? Глава, где не появляется имя Моше. Мидраш говорил, что «учил днем, и забывал ночью». Это относится к Аарону.
Но — если есть грехи — нужно их искуплять! Но смотреть на Тору в целом как на «Тору искупления» - это христианство! Вы понимаете идею?
Но тот, кто думает, что мудрость Торы это «философия», это еще большая опасность. Нужно также верить и также быть хахам. Трудно объяснить, что я имею в виду, но это ясно?