Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Это вообще не «об этом»

Это вообще не «об этом». «Об этом» уже сказано все, что можно сказать. Я бы не стал переводить еще один материал. Это, на мой взгляд, о том, что раввин — это тот, кто умеет молчать. Умеет сказать: «я не знаю». Умеет сказать: «У меня нет решения». Есть известный ворт Баал Шем Това, что «рав, подобный ангелу — это рав, умеющий молчать». Я подумал, что «уметь молчать» — это уметь сказать: «я не знаю», «у меня нет ответа», «у меня нет решения». Это то, что делает иудаизм иудаизмом, на мой взгляд. * Мы говорили недавно о «детерминизме» как «встроенном» качестве греческой (и соответственно всей западной) философии и мировосприятия. И о свободе выбора, как определяющей философию и мировосприятие иудаизма пророков. Можно чуть-чуть изменить формулировку. «детерминизм» означает по сути, тотальность. Тотальность мышления приводит к тотальным решениям. Тотальные решения — это революция в России и «окончательное решение» фашизма. В этом смысле, и революция, и фашизм — это очень «органичные» плоды западной цивилизации… Что с иудаизмом? Иудаизм это «я не знаю». Иудаизм — это Мошиах, который сидит у входа в Рим, и «развязывает одну и завязывает одну». Он перевязывает прокаженных, он не ищет «окончательного решения», он «развязывает одну и завязывает одну» (рану)… Мошиах — это помочь еврею (и наверное, нееврею) сделать на одно доброе дело больше, и на одну «авейра» (грех) меньше. Это весь мошиах. Я помню, в 1992 году нам так говорили от имени Ребе, но я тогда вообще ничего не понимал, что к чему. * В ситуации, которую описывает рав Лау — нет «решения». Ты не можешь сказать человеку — «делай так». Он не послушает тебя — или не может, или не хочет, но не послушает. Нет шансов, что он тебя послушает. Даже если он послушает, и создаст семью — в этой семье будет полно страдания. Нет идеального решения. Что остается? Остается «дельта». Ты можешь сделать или чуть-чуть лучше. Или чуть-чуть хуже. В этом весь выбор. И в этом раскрывается весь человек. И в этом, возможно, весь иудаизм «мессианской» эпохи. Отнюдь не в том, чтобы «взорвать» все, что здесь создано, и на «обломках демократии» построить «Третий Храм». * Наверное, еще одно. Тем, чем рав Лау заканчивает свое выступление. Призывом к религиозному обществу «опуститься с небес на землю». Опуститься с небес на землю и увидеть людей вокруг себя… Наверное, в этом суть. http://chassidus.ru/library/beni-lau/intel.htm