Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

23

Суббота Вайехи — самая очевидная ассоциация для хабадника — это йехи. Хай. Жизнь. И жил Яаков. Основной хидуш хасидизма — это хают. Жизненность. Хасидизм принес жизнь в Служение. Недостаточно поосто служить Б-гу. Это должно быть служение полное жизни. Если в моем служении нет огня — это почти что кфира. Это суть хасидизма и это основа основ хасидизма. И да, 770 это «бейт хаейну» — место полное жизни. Место бурлящее жизнью во всех возможных ее проявлениях. Это собственно означает «Ребе жив» — то, что дети его, его хасиды и ученики, живы, как известно.
В эту субботу всплыл один ответ рава: «аль таасэ дварим бекоах». Ты не можешь ничего добиться силой… Этот ответ можно применить к очень многим вещам. Можно сказать это тснова всего Служения. Делай. Пытайся. Пытайся учиться, пытайся молиться, пытайся соблюдать. Но: ло бекоах. Не силой. Не насилием. Не через силу. Есть грань, достаточно тонкая грань, между кабалат ол (дисциплиной) и насилием над собой. Делай. Но не насилуй себя! Не идет молитва? Успокойся. Расслабься. Сама твоя напояженность мешает тебе молиться… Не идет учеба? Возьми другую книгу..
Меня спрашивают зачем я об этом пишу. О ситуации в России. О тотальном контроле ГБ над еврейской жизнью. И о шлухим принявших правила игры. Я не виню шлухим. Возможно у них не было другого выхода. Но есть простой принцип. Когда человека изнасиловали — очент важно, совершенно необхолимо для его реабилитации — осознание того факта что это было именно изнасилование. Иначе человек — как правило ребенок, даже не понимающий что собственно произошло, начинает мучиться комплексом вины, обвиняя себя во всем случившемся. Постоянно ища в чем я был неправ.
Другое обьяснение. Для того чтобы победить в войне — человек должен пробудить в душе качество нецах, стремление к победе. Ребе говорит в маамаре Бати Легани (скоро йуд шват) что качество нецах коренится глубже всего в душе, связано с сущностью души и именно от него зависит победа в войне. Ребе назыает наши поколения «иквеса димшиха» пчтки мошиаха, и говорит, что идет война за приход мошиаха. И в этой войне «противоположная сторона» использует разные средства. Начиная от явных (крышевание гб работы шлухим, о чем я писал) до куда менее очевидных.
Одно и то же действие может быть или не быть изнасилованием. Когда хабадским детям в хедере обьясняют что хабад и есть весь иудаизм, а Ребе самый главный из главных и «вечно живой» это, так сказать, «секс по взаимному согласию». А когда то же самое обьясняют «русским» которые вообще ничего не знают об иудаизме — это изнасилование мозгов самого мерзкого пошиба. И не надо говорить что это то что Ребе хотел…
Мы сецчас начали читать книгу Шмот и главу Шмот, повествующую о раьстве и избавлееии. Не случайно, «начало пути избавителя Израиля», говорит рав Ицхак Гинзбург, начинается с того что «увидел египтянина бьющего еарея». Раши обьясняет, что увидел что тот лелал ночью. Ночью тн насиловал его жену. А днем он бьет своего раба плеткой и кричит «пошевеливайся ленияй». А тому и в голову не приходит за что его бьют. Вот про это сказано «и увидел Моше». Есть известный мидраш который говорит, что ег птяне поработили евреев «мягкими устами». Нет, не евсекция, наоблрот, всемерная помощь возрождению еврейства. Даже когда фараон начал принимать ванны из крови еврецских детей, евреям наверное обьяснялось что это «для их собственной пользы».
«Русских» баал тшув отличают два качества: безверие и безволие. Как правило, или это вполне адекватные люди, для которых еврействт это чисто социалтная функция. Или мистики, но без какой либо воли к самореализации. Но встречается и то и другое одновременно..
-цать лет назад мама повела нас с братом на проводы родственников уезжавших в Америку. Лет нам было по 13-14, я еще не знал ни одногл слова на иврите, но на проводах одним из родственниокв была произнесена фраза на непонятном языке, которую я не менее непонятным оьразом запомнил. Звучало это примерно как «тэйв шебэмицраим арэйг». Я не понял ничего но фразу запомнил. Прошло много лет пока до меня дошел смысл фразы (родственничек явно учился где то в хейдере.) Помнтте когда евреи убегают из египта, и фараон гонится за ними на колесницах? Раши задает вопрос — откуда у фараона лошади? Ведь весь скот побило градом?
Есть один очень простой принцип который Ребе очень любил повторять и о котором, кажется, мы састо забываем. Принцип гласит: Тора говорит о каждом человеке и в каждом поколении. Банально? Отнюдь.. Это не Каин убил Авеля. Это внутри меня сидит такой маленький каин готовый убить, и потом оправдываться: сторож ли я брату своему.. и если я еще не убил никого в своей жизни — так это случайность. Просто случая подходящего не предоставилось.. А может убил, и зарыл, и щакопал в землю. И затыкаю уши от «голос крови брата твоего вопиет ко мне из под земли»..