Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

25

Был в субботу у Asher Altshul. Набрел в синагоге на «Рейшит хохма», открыл наугад. Мы привыкли, что первое что нам обьясняют в хасидизме, это то, что «хасидизм «отменил» тааниет и сигуфим (посты и истязания плоти). Похоже что автор Рейшит Хохма об этом не слышал… Всегда очень интересно проследить корень концепции, тогда можно только реально оценить, что на самом деле имеет в виду хасидизм. Автор Рейшит Хохма говорит очень интересную вещь, почему *да* надо поститься. Он приводит два обьяснения.
Еще одна тема на которую я начал говорить у Asher Altshul За что Алтер Ребе и его миснагидские оппоненты бились? И релеванто ли этт сейчас? Кстати, этот пост кажется приглашение сегодня вечером посидеть у Meir Mark Bruk (если он согласится) и оьсудить Я предложил следующую идею (Ашер не согласился со мной). Я сказал: самое главное это модели. Так мой рав глвлрит. Какая главная модель служения по-ниглэ (открытой Торе, по «миснагидски»..)? Очевидно это модель царь-раб. Он царь. Мы рабы. Что добавляет каббала (и хасидизм)? Каббала и хасидут очевидно не отменяют модели царь-раб но добавляют и «переписывают» модель служения на муж-жена. Он муж. Мы — жена (по русски звучит криво но это суть).
Другими словами, классическое служение, это служение основанное на страхе. Служение каьбалы и хасидизма этл служение оснтванное в основном на любви. Весь вопрос, весь махлокет был, созрел ли мир уже для того чтобы служить из любви? (Миснагдим). Или, если мы не научимся служению из любви, то евреи вообше или покинут лоно родной религии. Или продолжат служить Вс-вышнему но это будет внутренне мертвое служение, холодное служение, не освещенное и не согретое огнем и теплом любви? Ну и какой ответ 200 лет спустя?
Собственно этот вопрос, что важнее любовь или страх, это скорее вопрос первых поколений хасидизма Два покодения спустя уже ясно что ни то ни другое самл по себе «не катит», что нужен синтез. Алтер Ребе ищет синтез. Алтер Ребе ищет встреси с гаоном. Гаон убегает, выпрыгивает из окна… Плчему гаон убегает? Потому что, наверное, у него нет аргументов против версии Алтер Ребе. И тн боится — а вдруг Алтер Ребе это сам «самех мем» притворившийся религиозным евреем.. Вдруг это сама клипа? Есть несколько писем Алтер Ребе подтверждающих эту гипотезу. Он пишет: разрешили проливат нашу кровь даже не выслушав нас, разве это по Торе?
Можно сказать еще лучше: ниглэ это для того чтобы сделать «мила», удалить грубые, явные недостатки, исправить сознание. Хасидут — это «прия», исправление подсознания. Даже если хасидут делает обрезанин полированным ножом это детали реализации. Очевидно что «маль вело пара кеилу ло маль» — мила без прия недействительна. Кому то может прийти в голову что прия без мила это работает? Это может сработать неожиданным образом. Пример — грех сынов Аарона пытавшихся раскрыть пнимиюс без того чтобы исправить хицониют
Итак свершилось. Сегодня вечером дома у Meir Mark Bruk историческая встреча на Эльбе — литвак и хабадник совместно отмечают йуд тет кислев (новый год хасидизма) и делятся своими мыслями на эту тему. Закуска или будет по минимуму или не будет вообще. Т.е. это скорее урок чем фарбренген. Жители НЙ и окрестностей приглашены (тех кто хочет прийти просьба списаться в личке с Меиром). Женское отделение (эзрат нашим) открыто. Что из этого выйдет я не знаю но может получится что то интересное. Я надеюс что будет трансляция через zoom