Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Был в субботу у Asher Altshul

Был в субботу у Asher Altshul. Набрел в синагоге на «Рейшит хохма», открыл наугад. Мы привыкли, что первое что нам обьясняют в хасидизме, это то, что «хасидизм «отменил» тааниет и сигуфим (посты и истязания плоти). Похоже что автор Рейшит Хохма об этом не слышал… Всегда очень интересно проследить корень концепции, тогда можно только реально оценить, что на самом деле имеет в виду хасидизм. Автор Рейшит Хохма говорит очень интересную вещь, почему *да* надо поститься. Он приводит два обьяснения. Первое, что «когда человек наедается его сердце возвышается». И чтобы убрать эту гордыню, эту гаава, требуется пост. Т.е., причиной и целью поста является сломить гордыню, гаава и йешут сердца. Дальше говорится нечто еще более интресное. Как только человек грешит, он притягивает руах-тума, что то же самое, что и гаава, так обьясняет Рейшит Хохма. Т.е., есть два механизма образования гаава в душе — первое, от того что человек много кушает и пьет, и вообще у него много денег и много всего. И тогда — «и возвысится твое сердце» и т.д. Но есть еще вариант: человек грешит. И тогда он получает гаава даже если у него нет ни денег ни еды.. Дальше Рейшит Хохма проводит явное разделение между тем, кто не грешил, и тем кто нуждается в постах чтобы искупить грехи. Он приводит известные слова Реш Лакиша, что «мудрец который постится называется грешником» (приводится в Тании в Игерет аТшува). И задает вопрос: но ведь сам Реш Лакиш был баал тшува, и он постился всю свою жизнь! Следовательно, вывод Рейшит Хохма, что мудрец который постится — это мудрец, которому не нужно искупать грехи. Но если ему нужно посттиться за искупление грехов то это не грех, а наоборот. Какой вывод? Вывод интересный. Гаава никуда не девается. Возможно, что хасидизм предлагает более эффективный метод борьбы с гаава, возможно, что хасидизм говорит, что изучение хасидут помогает бороться с гаава, у меня есть ощущение, что кабалат ол — это и есть борьба с гаава (рав Гинзбург на уроке в Лаг Баомер в прошлом году явным образом сказал, что шифлут и кабалат ол это одно и то же). И тем не менее. «яда инэш бенафшэй» — каждый знает, где он держит… Я не за то, чтобы поститься. Я за то. чтобы в нашем служении было хотя бы немного света…