Был в субботу у Asher Altshul. Набрел в синагоге на "Рейшит хохма", открыл наугад.
Мы привыкли, что первое что нам обьясняют в хасидизме, это то, что "хасидизм "отменил" тааниет и сигуфим (посты и истязания плоти). Похоже что автор Рейшит Хохма об этом не слышал...
Всегда очень интересно проследить корень концепции, тогда можно только реально оценить, что на самом деле имеет в виду хасидизм.
Автор Рейшит Хохма говорит очень интересную вещь, почему да надо поститься. Он приводит два обьяснения.
Первое, что "когда человек наедается его сердце возвышается". И чтобы убрать эту гордыню, эту гаава, требуется пост. Т.е., причиной и целью поста является сломить гордыню, гаава и йешут сердца.
Дальше говорится нечто еще более интресное. Как только человек грешит, он притягивает руах-тума, что то же самое, что и гаава, так обьясняет Рейшит Хохма.
Т.е., есть два механизма образования гаава в душе - первое, от того что человек много кушает и пьет, и вообще у него много денег и много всего. И тогда - "и возвысится твое сердце" и т.д. Но есть еще вариант: человек грешит. И тогда он получает гаава даже если у него нет ни денег ни еды..
Дальше Рейшит Хохма проводит явное разделение между тем, кто не грешил, и тем кто нуждается в постах чтобы искупить грехи. Он приводит известные слова Реш Лакиша, что "мудрец который постится называется грешником" (приводится в Тании в Игерет аТшува). И задает вопрос: но ведь сам Реш Лакиш был баал тшува, и он постился всю свою жизнь! Следовательно, вывод Рейшит Хохма, что мудрец который постится - это мудрец, которому не нужно искупать грехи. Но если ему нужно посттиться за искупление грехов то это не грех, а наоборот.
Какой вывод? Вывод интересный. Гаава никуда не девается. Возможно, что хасидизм предлагает более эффективный метод борьбы с гаава, возможно, что хасидизм говорит, что изучение хасидут помогает бороться с гаава, у меня есть ощущение, что кабалат ол - это и есть борьба с гаава (рав Гинзбург на уроке в Лаг Баомер в прошлом году явным образом сказал, что шифлут и кабалат ол это одно и то же). И тем не менее. "яда инэш бенафшэй" - каждый знает, где он держит...
Я не за то, чтобы поститься. Я за то. чтобы в нашем служении было хотя бы немного света...