Вчю субботу думал о том что попытка выстроить "непротиворечивую модель" Б-га загоняет человека в жуткую ментальную тюрьму. И он там мучится, ему там плохо, нечем дышать и нечего есть. Настоящее египетскле рабство..
А потом приходит рав, дает один урок и открывает тебе стенки темницы...
Не то что бы это новость, есть известный ворт что человек обладающий пытливым умом или уйдет от веры или прийдет к мистике. Но мы даже и мистику пытаемся загнать в интеллектуальную тюрьму! Сколько сил прикладывает Цемах Цедек в Дерех мицвотеха (книга которую я никогда не понимал) чтобы помирить философов и мистиков..
А что если перевести "дина кашья" (жестокий суд) как "формальная логика". А "дина рафья" как "fuzzy logic" (нечеткая логика чем то напоминиает квантовую. Я не прав?)
С точки зрения фоомальной логики (и жесткого суда) мне принципиально важно знать или Ребе (или Вс-вышний) всегда прав. Или иногда ошибается. И тогда напротив меня сидит таклй же твердолобый, который с пеной у рта доказывает что Ребе (и Вс-вышний никогда не ошибается).
С точки зрения "мягкой логики"? Иногда прав. Иногда нет. Изначально нет проблемы и заморочки с этим.
Продоожение темы.
Каких идолов разбивал Авраам? Авраам это ав-рам, абстрактный разум. Каких идолов он разбивает? Может он разбивает идолов формальной логики, идолов Аристотеля? Он говлрит: тот бог которого ты сотворилтс помощью своего разума - как ты можешь ему молиться?
**
Кстати может это ответ на вопрос для чего нужны цадиким и для чего нужно иткашрут к цадиким.
Без цадиким вся наша Тора превращается в порождение человеческого разума.
Достаточно посмотреть на самопальные драшот которыми полон интернет, единственным источником которых являются "бойх-сворос" (соображения жедуда на идиш) которые я не хочу цитировать из уважения к аффтарам