В продрлжение поисков что такое шифлут. Есть маамар в Оцар аНефеш 3, называется והייתי שפל בעיני Я думаю что этот маамар это настоящая основа основ (скорее всего я хочу сделать ему сокращенный перевод на русский) Тема маамара - исправление гнева и критики (כעס והקפדה). Основной инструмент - шифлут. Что такое шифлут? שלא מגיע לי כלום. Мне никто ничего не должен. Соответственно даже если я что то попросил и не получил - это не повод злиться или обвинять кого либо Shlomo Kochubievsky
Чуть более подробно. Что осталось в голове после первого прочтения.
Самое первое что следует в себе исправить это качество כעס (гнев). Гнев это хуже чем гаава ("самомнение", "высокомерие")
Основной способ исправления гнева - это шифлут
Внутреннее содержание гнева - это акпада (обвинение) Далее значительная (основная) часть статьи посвящена смыслу слова акпада и различным сочетаниям букв составляющих это слово - п-к-д и и д-ф-к.
Обьясняется, что "акпада" это противоположность "пкида" (в смысле супружеских отношений).
Обьясняется, что акпада - это "конец". Конец жизни. Акпада - это самоубийство...
Обьясняется, что акпада укорачивает "дофек" (пульс).
Обьясняется, что есть два рода "дофек" - пульс на руке и пульс сердца.
Разбирается история "восьми царей" Хаоса в двух версиях -в Берешит и в Диврей аЯмим. В последнем говорится что также последний царь (Адар) умер. Рав обьясняет, что Эзра "чувствовал пульс руки но не чувствовал пульс сердца". А Моше "чувствовал пульс сердца"
Обьясняется, что основная причина "швира" в мире Хаоса - это страх перед "асагат гвуль" (что кто-то возьмет нечто полагающееся мне), и это также причина дла гнева.
Основное исправление - понимание что "мне никто ничего не должен". Потому что я "полон стыда" ("кли малэ буша уклима")
Есть там какой то переход от "буша" к "ло невош" (от стыда к "не устыдимся") который я не совсем понял
В начале разбирается история Давида и сравнивается с историей Надава и Авигу. Основная мысль - "увеличить почет Небес и уменьшить собственный почет". Ошибка Надава - что они искали (также) собственного почета. Давид же был готов "опозориться" во имя Вс-вышнего.