В этой статье мы сосредоточимся на одном специфическом качестве характера, основном недостатке, который следует исправить человеку, качестве каас (гнев).
Алтер Ребе[1] ставит качество каас (гнев) перед качеством гаава (высокомерие), т.е., что есть нечто в гневе, что хуже, чем высокомерие, несмотря на то, что высокомерие есть источник гнева.
Еврей — это тот, кто отрицает авода зара (гнев) Гнев — это настоящее идолопоклонство, полная противоположность иудаизму. Кто такой еврей? Хазаль говорят, что еврей - это тот, кто отрицает идолопоклонство. Во всех дурных качествах характера есть только одно, которое Хазаль уподобляют идолопоклонству — это гнев.
Слово кофер (отрицать [идолопоклонство]) означает также лехапер, т.е., умиротворять, как в стихе «ахапра панав[2]». Отсюда можно толковать слова Хазал: «кто еврей - тот кто отрицает (кофер) идолопоклонство» — что у еврея есть сила умиротворить, т.е., смягчить, унизить йецер гнева, и тем самым исправить его. Это есть определение еврея. Если человек неспособен смягчить свой гнев, быть кофер баавода зара — он не достоин называться евреем.