Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

01

Человек который учит в хасидут про «сущность души» может прийти к выводу что сущность души есть нечто совершенно неуловимое. Т.е. мы знаем что это есть но никак не воспринимаем. В последнее время я начал менять свой взгляд на это Я пришел к выводу что вера — это раскрытие йехида. Раскрытие сущности души. Дальше это раскрывается на уровне разума и эмоций. Но сама вера это не разум и не эмоции а сущность души которая в них раскрывается. Следующим выводом было что эргеш ацми (избыточная рефлексия) это результат отсутствия связи между эцем анешама (сущностью души) и ее раскрытыми силами. То есть это симптом. Так же как кфира (атеизм) и страх это симптом того что эцем анешама не светит в раскрытых силах души.
Пока человек жив все животные его боятся. Умер — черви и всякие поедатели падали нападают на него и поедают его.. Я думаю что в духовном смысле то же самое. Пока в человеке светит его эцем его ницоц его сущность души — йецер не нападает на него. Если йецер нападает и всякие глупые мысли приходят в голову это верный знак что это падаль.. Собственно йецер (санитары леса сказали?) делает полезное дело. Заставляет человека проснуться пока его совсем не сьели…
Собственно, есть еще одно качество, связанное с «эцем а-нефеш» (сущностью души, йехида). Стремление человека в свободе. Рав Кук говорит в Невухей а-дор, что полная и абсолютная свобода, дарованная человекк -это и есть «целем Элоким» (Б-жественный образ) в нем. А целем Элоким он же и есть эцем анешама. Отсюда мы можем выучить, что стремление человека к свободе есть проявление сущности души. Когда сущность души начинает раскрываться — в человеке появляется стремление стать свободным. Свободным от зависимости. Свободным от инфантильности. Свободным!
Весь тот «Мицраим» который каждый из нас проходит, все трудности и несчастья, которые астречают человека в жизни, и даже — собственно, в особенности — те дурные поступки которые человек совершает — это только доя того, чтобы эта сокрытая точка сущности души пробудилась и начала светить в иаскрытых силах души. Почему «в особенности»? — Потому что именно проступки ломают в человеке его ложный «тадмит» (имидж) и тогда сущность его души способна раскрыться. Давид без истории с Бат Шевой не был бы Давидом
Возможно это стоит подчеркнуть отдельно. Если я сделал все от меня зависящее, чтобы не нарушить какой то запрет, и тем не менее нарушил его — это не причина впадать в отчаяние, казнить себя и винить Его что Он приводит на человека испытания выше его возможностей. Нужно понять что также в наших проступках есть Б-жественные искры. И если Вс-вышний сделал так что я нарушил какой то запрет — значит в этом состоит путь исправления моей души Это еще не причина плясать от радости. Но уже повод перестать слишком сильно казнить себя
Рав как то сказал, что дети не боятся умирать. Он говорил тогда (симхат атора в этом году) что каждый кто готов погибнуть за веру — в известном смысле ребенок. Это потому, что точка «мсирут нефеш» у детей раскрыта. Может быть поэтому נער ישראל ואוהבהו — поэтому Вс-вышний любит еврейский народ, за то, что у них есть эта «детская» черта мсирут нефеш. Возможно в этом смысл Песах. Родиться заново. Вернуться в детство и перестать бояться