Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

11

Когда во время осады Иерусалима пришло некошерное мясо (консервы), а кошерного было недостаточно для всех, профессор Лейбович резко возражал, чтобы кошерное давали только религиозным, а нерелигиозным -некошерное, поскольку им «все равно» — как решил тогда главный раввинат. Лейбович считал, что самомму кушать кошер, а другому дать не кошер — это куда хуже, чем сам грех кушать некошер. «Быть свиньей куда хуже, чем кушать свинину» — где же еврейская солидарность, возложенная на нас на всех? (Й. Лейбович. Между консерватизмом и радикализмом. стр. 17)
А вот еще из Лейбовича: «почему Вы верите»? — Потому что я хочу верить. «А почему Вы соблюдаете заповеди» — Потому что я хочу их соблюдать…. Нет доказательства существования Б-га. Как нет и доказательства обратного. По Канту человек нуждается в том, чтобы верить, что его добрые поступки будут вознаграждены (см. «легармайгу у Алтер Ребе в Тании) Кому как, а мне лично нравится (с определенными оговорками, конечно). Вера — как свободный выбор верить. Без обсессии это постоянно кому-то (и прежде всего самому себе) доказывать…. Правда, это немного напоминает известную концепцию «служить самому себе…»
А вот еще Лейбович. «В иудаизме человек служит Б-гу. В Гуманизме человек служит самому себе («делает самого себя Б-гом») Там же дальше. Рав Шимшон Рафаэль Гирш считал, что человек должен поставить Б-га в центре вселенной. Но Б-г — ставит человека в центре вселенной. בכך אנו מגיעים לעיקר ביקורתו של ליבוביץ נגד ההומניזם באשר הוא סותר את ה»יהדות : » עבודת האלוהים היא חובת האדם האחת הכוללת , שעל כן היהדות היא «תאוצנטרית , » ואילו ההומניזם מעמיד את האדם במרכז עולמו , שעל כן הוא «אנתרופוצנטרי . » כדי לעמוד על עומק הסתירה בין יהדות להומניזם אליבא דליבוביץ יש להדגיש עתה שהוא הגדיר את ההומניזם מנקודת הראות של הדת אך נמנע בעקיבות מלבחון את הגדרת הדת מנקודת הראות ההומניסטית . סוקרטס ראה את האדם מזווית ההסתכלות שלו כ»אמת המידה» של «הכול . » בקביעה סוקרטית וו ראה ליבוביץ את הגדרת ההומניזם והוא פירשה כאמור מנקודת הראות הדתית : האלהה עצמית של האדם . לאמור : אם היהדות היא עבודת האדם את אלוהיו , ההומניזם הוא עבודת האדם את עצמו .