Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

29

Платон ясно говорит, что ложь должна быть исключительным правом правительства, точно так же как право давать лекарство является исключительным правом врача. (Цитируется по Б. Рассел. «История западной философии»)
«Должна быть «одна царская ложь», которая, как надеется Платон, может обманывать правителей, но остальных жителей города будет обманывать в любом случае. Эта «ложь» рассматривается далее с пространными подробностями. Наиболее важной частью ее является догмат, что Бог создал людей трех сортов; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа – из меди и железа. Сделанные из золота пригодны для того, чтобы быть стражами, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные должны заниматься физическим трудом. Обычно, но ни в коем случае не всегда, дети будут принадлежать к тому же сословию, к которому принадлежат их родители; когда они не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать или понижать. Считается едва ли возможным заставить настоящее поколение поверить в этот миф, но следующее и все следующие за ним поколения можно так воспитать, чтобы они не могли усомниться в этом мифе.»
«Имеется ли какое-либо мерило «добра» и «зла», за исключением того, что желает человек, употребляющий эти слова?.. На этот вопрос религия имеет на первый взгляд простой ответ. Бог определяет то, что хорошо, и то, что плохо; человек, чья воля находится в гармонии с волей Бога, – хороший человек. Однако этот ответ не является вполне ортодоксальным. Теологи говорят, что Бог добр, а это означает, что существует мерило добра, которое независимо от воли Бога. Мы, таким образом, вынуждены разрешить вопрос: содержится ли объективная истина или ложь в таком суждении, как «удовольствие является добром», в том же самом смысле, как в суждении «снег является белым»?»
Теология дедуктивна. По определению… Возможно, именно в этом состоит ее противоречие с современной наукой (лучше даже сказать, научным методом, или в общем, тому, как мы сегодня смотрим на мир. Наше познание сегодня почти исключительно индуктивно). Которая индуктивна. Тоже по определению. Если верить Расселу, что новое знание всегда индуктивно, т.е., идет от реальности — то можно подумать, что известные слова Хазаль «все что откроет прилежный ученик в Торе» говорят об индукции. А продолжение цитаты «уже дано Моше на Синае» говорит о дедукции. Т.е., эта фраза означает соединение этих двух подходов: от того, что сказано в Торе, и от того, что человек видит в мире. Причем последнее предшествует первому.
Я отсюда учу: 1. Понятие «сущности» исходно греческое. 2. Понятие «сущности» достаточно внутренне противоречиво… 3. Вопрос. Понятие «сущности» в хасидизме — это то же самое, что и у Аристотеля, или нет? ================= «Я не буду приводить теорию Аристотеля в деталях, поскольку она зависит от понятия сущности. Определение, заявляет он, – это утверждение сущности природы вещи. Понятие о сущности является сокровенной частью каждой философской системы после Аристотеля, пока мы не подходим к Новому времени. Это, по-моему, безнадежно сбивающее с толку понятие, но его историческая ценность заставляет сказать о нем несколько слов.