Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть один отвратительный хабадский ворт настоящий хабадский шовинизм

Есть один отвратительный хабадский ворт, настоящий хабадский шовинизм.. и тем не менее, я очень его люблю и ценю. Ворт такой: чем отличается хасид от миснагида? Ответ: миснагид думает только о Б-ге. Хасид думает только о себе… Блин, ну хватит уже издеваться, обьясните что вы хотите сказать! Ну как… Миснагид думает: То что я существую — это самоочевидно и не требует доказательства. То, что Б-г существует — это еще надо доказать… Хасид думает: То, что Б-г существует — это самоочевидно. То, что я существую — надо подумать, возможно, да… *** Чего я вспомнил этот анекдот? Читал в субботу книги рава по «торат а-мудаут» — в сущности, это «хард-кор» всей «шиты» рава. Вся «торат-а-мудаут» рава построена на простой идее, что чем больше человек «занят сам собой» — тем меньше он способен продвинуться в служении Вс-вышнему. Более того, в этом постоянном занятии «самим собой» рав видит основной грех «древа познания». До греха человек был, как на иврите говорят, «зорем». Избыток самосознания не отягощал его совершенно. Он ходил голым по Ган Эйден, и в таком же виде ходила его супруга, и они откровенно и прилюдно занимались сексом — и никого это не смущало. Из контекста следует, что это было то, что надо. Откуда это известно? Когда Адам сьел плод «древа познания» и «устыдился собственной наготы» — Б-г спрашивает у него «кто сказал тебе что ты наг»? Кто сказал тебе что в этом есть какая то проблема? Отсюда ясно — что ходить голым по ган Эйден и заниматься сексом в открытую — это совершенно нормальная ситуация… до греха. После греха? Нет, это уже стало невозможным. Поэтому «И пошил им одежды из шкур и одел их». В чем же тогда состоит грех? В «познании». Другими словами в самоощущении. В постоянном самоконтроле, в постоянном «руке на пульсе»: «я прав» или «я неправ», «я в порядке» или «я не в порядке». «Это прилично» или «это неприлично» — это все симптомы греха древа познания. Посмотрите на детей. Ребенок *знает* — внутренним знанием — что прилично а что нет. Ребенок — здоровый — *чувствует* границы другого человека — не важно, своего товарища или взрослого рядом с ним. Рав называет это «мудаут тивьит» или «мудаут мешихит» — «природное сознание» или «мессианское сознание». Потом ребенок вырастает. Или нетерпеливые родители начинают обьяснять ребенку с младых ногтей что такое хорошо и что такое плохо. И ребенок сбивается с ритма. И вырастает взрослый, не способный ощущать границы другого человека и границы свои собственные. И тогда ему остается лишь стыдиться и бояться и страшиться….нарушить границы другого человека или что кто-то другой нарушит его собственные границы. Есть ли выход? Рав говорит, что выход — разомкнуть этот порочный круг само-познания, само-ощущения, само-отчета. Заняться чем-то вовне. Мошиах приходит когда о нем перестают думать…