Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

23

В биографической книге о раве Фрумане, написанной его дочерью, есть интересное место. Она пишет, что уже будучи вполне известным раввином, иногда он просыпался среди ночи, и восклицал: «А кто сказал, что Он вообще существует? А может, мы сами все это придумали…». Что мне это говорит? — Может быть, мне это говорит о том, что связь еврея с Б-гом это не есть нечто постоянное. Это скорее «танец». В котором есть шаг вперед и шаг назад (есть ворт Баал Шем Това на эту тему который рав любит цитировать). И в этом танце «Б-г-есть»-«Б-га нет» — это все один и тот же танец….
В известной «молитве Ханы», из которой, как известно, учатся многие законы молитвы вообще, есть фраза, «А Хана обращается к своему сердцу». וחנה היא מדברת אל ליבה. К кому в точности обращается Хана? У меня есть два предложения. 1. Хана обращается к своему подсознанию. Т.е., молитва — это диалог сознания с подсознанием. 2. Хана обращается к своей душе. Как известно, душа это «искра творения в которую облачена искра Творца». Вполне возможно, что когда мы говорим «Б-г находится внутри человека» мы имеем в виду именно это — Б-жественную искру души человека.