В биографической книге о раве Фрумане, написанной его дочерью, есть интересное место. Она пишет, что уже будучи вполне известным раввином, иногда он просыпался среди ночи, и восклицал: "А кто сказал, что Он вообще существует? А может, мы сами все это придумали...".
Что мне это говорит? - Может быть, мне это говорит о том, что связь еврея с Б-гом это не есть нечто постоянное. Это скорее "танец". В котором есть шаг вперед и шаг назад (есть ворт Баал Шем Това на эту тему который рав любит цитировать). И в этом танце "Б-г-есть"-"Б-га нет" - это все один и тот же танец....
В известной "молитве Ханы", из которой, как известно, учатся многие законы молитвы вообще, есть фраза, "А Хана обращается к своему сердцу". וחנה היא מדברת אל ליבה. К кому в точности обращается Хана? У меня есть два предложения.
1. Хана обращается к своему подсознанию. Т.е., молитва - это диалог сознания с подсознанием.
2. Хана обращается к своей душе. Как известно, душа это "искра творения в которую облачена искра Творца". Вполне возможно, что когда мы говорим "Б-г находится внутри человека" мы имеем в виду именно это - Б-жественную искру души человека.