У Алтер Ребе было несколько "постоянных" вопросов. Один из них: ради чего душа опустилась в этот мир? Глава за главой в Ликутей Тора он отвечает на этот вопрос. И тем не менее через нечколько глав этот вопрос звучит вновь.
Можно интерпретировать этот вопрос как "айека" - "где ты"? Помнишь ли ты ради чего ты пришел в этот мир?
Ответ Алтер Ребе - "йерида цорех алия". Единственным, что может "оправдать" по мнению Алтер Ребе, опускание души в мир, это какой то экзистенциальный подьем в самой сущности души. Приобретение некоего нового качества.
в эти три недели ежедневные разделы Тании приходятся на "Игерет аТшува".
Первые три главы Игерет аТшува в основном излагают классические концепции тшувы из различных источников. Начиная с 4 главы, начинается, собственно, изложение концепции самого Алтер Ребе в отношении тшувы.
Основная концепция тшувы у Алтер Ребе - это привлечь свет "13 мер милосердия", и они "исправляют все повреждения". И вся "дорога" тшувы, таким образом, сводится к вопросу, каким образом человек способен пробудить это высшее милосердие.
Если я зажгу по ошибке свет в субботу я буду чувствовать глубокие угрызения остатков своей религмозной совести. А вот если я не выйду на "мивцоим" то вроде бы как ничего ее произошло.
На самом деле все с точностью наоборот (см пред пост)
Собственно это и есть настоящая "мессианская идея" - что все должно быть реализовано на практике, ибо только материальное действие затрагивает Сущность и адекватно Сущности.
Можно сказать "религиозный мессианский прагматизм" как антагонизм светскому мессианскому прагматизму.