Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

12 тамуза

12 тамуза Послание о покаянии Глава 3 וּמִכָּל מָקוֹם, כָּל בַּעַל נֶפֶשׁ הֶחָפֵץ קִרְבַת ה’, И все же каждый, в ком жива душа, кто желает приблизиться ко Всевышнему, Хотя мы сказали, что в наших поколениях, когда у человека нет сил выдержать посты и стоит заменять эти покаянные посты раздачей благотворительности, тем не менее чтобы — לְתַקֵּן נַפְשׁוֹ לַהֲשִׁיבָהּ אֶל ה’ בִּתְשׁוּבָה מְעֻלָּה מִן הַמֻּבְחָר исправить душу свою и вернуться к Нему самым лучшим и совершенным покаянием, [Речь здесь идет именно про самый низкий уровень души «Нефеш», согласно сказанному в Зоаре и других каббалистических книгах, что «именно категория Нефеш может быть согрешившей». Примечание Любавичского Ребе Шлита]. יַחְמִיר עַל עַצְמוֹ לְהַשְׁלִים עַל כָּל פָּנִים פַּעַם אַחַת כָּל יְמֵי חַיָּיו מִסְפַּר הַצּוֹמוֹת לְכָל עָוֹן וְעָוֹן מֵעֲוֹנוֹת הַחֲמוֹרִים שֶׁחַיָּבִים עֲלֵיהֶם מִיתָה עַל כָּל פָּנִים, пусть будет к себе строг и совершит по крайней мере раз в жизни [положенное] количество постов за каждый грех, хотя бы из числа самых тяжких, за которые следует смерть, וַאֲפִלּוּ בִּידֵי שָׁמַיִם בִּלְבַד, даже [если это] только смертная кара, посылаемая небом. А не преступление за которое положена смертная казнь по решению суда — все равно пусть поститься положенное за эти грехи количество постов. כְּגוֹן לְהוֹצָאַת זֶרַע לְבַטָּלָה פ»ד צוֹמוֹת פַּעַם אַחַת בִּימֵי חַיָּיו. Например, за испускание семени впустую один раз — восемьдесят четыре поста один раз в жизни. וְיָכוֹל לִדְחוֹתָן לַיָּמִים הַקְּצָרִים בַּחֹרֶף, וְיִתְעַנֶּה כְּעֶשֶׂר תַּעֲנִיּוֹת עַל דֶּרֶךְ מָשָׁל בְּחֹרֶף אַחַת, אוֹ פָּחוֹת, וְיִגְמֹר מִסְפַּר הַפ»ד צוֹמוֹת בְּתֵשְׁעַה שָׁנִים, אוֹ יוֹתֵר כְּפִי כֹּחוֹ Можно их отложить на короткие зимние дни, например, поститься дней десять в одну зиму или меньше и закончить восемьдесят четыре поста за девять лет или более, по силам Если у него больше сил, то может завершить это за более короткий период, а если нет, то не торопиться чрезмерно. (וְגַם יָכוֹל לֶאֱכֹל מְעַט כְּשָׁלֹשׁ שָׁעוֹת לִפְנֵי נֵץ הַחַמָּה, וְאַף עַל פִּי כֵן נֶחְשָׁב לְתַעֲנִית אִם הִתְנָה כֵּן). (можно поесть часа за три до восхода солнца, это также считается днем поста, если так это было обусловлено). Даже если человек и поел в этот день, но это было за три часа до восхода солнца, то этот день все равно может засчитываться ему за полный день поста, если заранее он условился, что таким будет его пост. וּלְתַשְׁלוּם רנ»ב צוֹמוֹת כַּנִּזְכָּר לְעֵיל Чтобы завершить двести пятьдесят два поста, как выше говорилось, Это утроенное число восемьдесят четыре (количество постов за грех «зера ле-ватала») согласно общепринятому правилу, соединяющему в себе мнение тех мудрецов школы Мусар, которые считают, что за многократно повторяющиеся грехи нужно поститься только один раз и тех, кто считают необходимым поститься за каждый из разов отдельно по тому количеству постов, которые установлены для данного греха. יִתְעַנֶּה עוֹד אֲרְבָּע פְּעָמִים פ»ד עַד אַחַר חֲצוֹת הַיּוֹם בִּלְבַד, דְּמֵיחָשֵׁב גַּם כֵּן תַּעֲנִית בַּיְּרוּשַׁלְמִי, можно поститься еще четыре раза по восемьдесят четыре только до полудня — это также пост, согласно Иерусалимскому Талмуду. Трактат Недарим, гл. 8, закон 1. וּשְׁתֵּי חֲצָאֵי יוֹם נֶחְשָׁבִים לוֹ לְיוֹם אֶחָד לְעִנְיָן זֶה. Две половины дня в этом случае могут считаться днем поста. וְכֵן לִשְׁאָר עֲוֹנוֹת כַּיּוֹצֵא בָּהֶן, И также за другие подобные грехи. О каких грехах здесь идет речь? Выше Алтер Ребе говорил о грехах, которые наказуемы смертью посланной с Небес (по меньшей мере). К ним он советовал отнестись со всей серьезностью и закончить все посты, которые предписаны для их исправления. Сейчас же он говорит о других «подобных» грехах, т. е. таких за которые нет смертной казни, но их тяжесть соотносима со смертельными грехами. Пример таких скверных проступков он приводит в седьмой главе и пишет, что они совершенным образом подобны идолопоклонству, разврату и кровопролитию. Это — игнорирование просящего милостыню, злоязычие, гнев и тому подобное. Такие грехи, тоже требуют серьезного исправления и поэтому важно чтобы человек хотя бы один раз завершил то количество постов, которое назначено за грехи, подобные этим, а не заменил их раздачей денег на пожертвование. [Гнев приравнивается в Тании к тяжелейшему преступлению, подобному идолопоклонству и тому подобное. Об запрете гневаться Алтер Ребе пишет также в Шулхан Арухе (раздел Орах Хаим гл. 246, пункт 11), также у Рамбама в законах изучения Торы. Это не оспаривает мнение Рамбама в разделе «Деот» (гл. 2, закон 2), где сказано, что нужно только ПРЕТВОРИТЬСЯ разгневанным, но на самом деле оставаться внутри спокойным. Но там речь идет о воспитании детей, домашних, общины и поэтому только сделать вид очень разгневанного человека вполне достаточно для достижения цели. Однако в законах изучения Торы, где говориться о воспитании учеников, которых не так просто ввести в заблуждение притворством, нужно гневаться (или сердиться) по настоящему. Если это необходимо. Таким образом гнев не всегда является прегрешением. Поэтому человек не всегда может с уверенностью сказать, что своим гневом согрешил. Тем более разум всегда склонен находить оправдания для своего собственного поведения. Поэтому Алтер Ребе в следующем предложении отсылает человека не к рациональному размышлению, но к чувству сердца. Внутри своего сердца человек связан с глубинной точкой своей души, здесь нет места для ошибок. Тем более, что речь идет о человеке, который пробудился к Тшуве, глубоко раскаялся в совершенном им проступке, а ведь, как мы выучили тшува совершается главным образом в сердце человека. Примечание Любавичского Ребе Шлита]. אֲשֶׁר כָּל «לֵב יוֹדֵעַ מָרַת נַפְשׁוֹ», וְחָפֵץ בְּהִצַּדְּקָהּ: сердце всякого знает собственную горесть и хочет искупления. Сердцем человек чувствует степень своего прегрешения и ищет возможности вернуть расположение Всевышнего. אָכֵן, מִסְפַּר הַצּוֹמוֹת הָעוֹדְפִים עַל רנ»ב Но что касается большего количества постов, чем двести пятьдесят два Количество постов, предписанное каббалистами за грех «зера ле-ватала» וּכְהַאי גַּוְנָא, и тому подобное, — Количество постов, которое превышает утроенное количество постов положенных за другие грехи. שֶׁהָיָה צָרִיךְ לְהִתְעַנּוֹת, לָחוּשׁ לְדַעַת הַמַּחְמִירִים לְהִתְעַנּוֹת מִסְפַּר הַצּוֹמוֹת שֶׁעַל כָּל חֵטְא וְחֵטְא כְּפִי מִסְפַּר הַפְּעָמִים שֶׁחָטָא כַּנִּזְכָּר לְעֵיל. Которое по мнению устрожающих законодателей, следовало бы совершать определенное количество постов за каждый грех столько раз, сколько он случится, как выше говорилось, — יִפְדֶּה כֻּלָּן בִּצְדָקָה עֵרֶךְ ח»י גְּדוֹלִים פֹּולִישׁ בְּעַד כָּל יוֹם. пусть все эти [оставшиеся] грехи искупит милостыней в размере восемнадцати монет за каждый день. За каждый день, который он должен был за них поститься. וְכֵן שְׁאָר כָּל תַּעֲנִיּוֹת שֶׁצָּרִיךְ לְהִתְעַנּוֹת עַל עֲבֵרוֹת שֶׁאֵין בָּהֶן מִיתָה А также и в отношении всех постов, какие положены за грехи, не наказуемые смертью, וַאֲפִלּוּ עַל בִּטּוּל מִצְוֹת עֲשֵׂה דְּאוֹרָיְתָא וּדְרַבָּנָן, и даже за неисполнение предписаний Торы и мудрецов Неисполнение повелительных заповедей («мицвот асе»), исходящих непосредственно из Торы («де-орайта») и введенных, согласно праву данному Торой, мудрецами («де-рабанан»). וְתַלְמוּד תֹּורָה כְּנֶגֶד כֻּלָּם, и пренебрежение изучением Торы, равноценным всем заповедям, вместе взятым, — Повелительная заповедь изучения Торы («талмуд тора») приравнивается ко всем заповедям. Ее неисполнение исправляется наложением постов в количестве: כְּפִי הַמִּסְפָּר הַמְּפֹרָשׁ בְּתִקּוּנֵי הַתְּשׁוּבָה מֵהָאֲרִ»י זַ»ל (וְרֻבָּם נִזְכָּרִים בְּמִשְׁנַת חֲסִידִים בְּמַסֶּכֶת הַתְּשׁוּבָה) в том количестве, какое положено в указаниях о покаянии раби Ицхака Лурии, да будет благословенна его память (большинство из них приведено в книге «Мишнат хасидим», трактат «Тшува»). הַכֹּל כַּאֲשֶׁר לַכֹּל יִפְדֶּה בִּצְדָקָה כַּנִּזְכָּר לְעֵיל, Короче говоря, все можно искупить пожертвованием, как сказано выше, В размере примерно восемнадцати монет «гдолей полиш» вместо каждого дня поста. אִי לָא מָצִי לְצִעוּרֵי נַפְשֵׁיהּ כַּנִּזְכָּר לְעֵיל. если человек не в состоянии истязать душу свою, как уже говорилось. Уже говорилось, что наши поколения слабы и люди не способны изнурять себя постами и поэтому заменит посты цдакой, пожертвованием денег на благотворительность. וְאַף שֶׁיַּעֲלֶה לְסַךְ מְסֻיָּם אֵין לָחוּשׁ מִשּׁוּם «אַל יְבַזְבֵּז יוֹתֵר מֵחֹמֶשׁ», И даже если «милостыня» превысит определенные размеры, можно не бояться [нарушить указание Талмуда]: «Да не растратит [на милостыню] более пятой части [того, что имеет]». Вавилонский Талмуд, трактат Ктубот, 50а. Каждый человек обязан отделять десятую часть своих доходов («маасер») на благотворительность, но обычай хасидов, старающихся для Всевышнего сделать больше, чем формальное обязательство, отделять пятую часть доходов — «хомеш». Здесь же говорится о еще большем пожертвовании. דְּלָא מִקְרֵי בִּזְבּוּז בִּכְהַאי גַּוְנָא, В таком случае это не расценивается как «расточительство», Это не считается бездумным разорением своего состояния, когда деньги предназначены в качестве подмены наложенных на него постов. מֵאַחַר שֶׁעוֹשֶׂה לִפְדּוֹת נַפְשׁוֹ מִתַּעֲנִיּוֹת וְסִגּוּפִים, ибо человек поступает так для того, чтобы избежать постов и умерщвлений плоти [«сигуфим»]. Это не делается с целью помощи ближнему, но касается лично его. וְלָא גַּרְעָא מֵרְפוּאַת הַגּוּף וּשְׁאָר צְרָכָיו. Это не менее важно, чем здоровье тела и прочие его нужды. На которые он тратит больше, нежели пятую часть своего имущества. וּלְפִי שֶׁמִּסְפַּר הַצּוֹמוֹת הַמֻּזְכָּרִים בְּתִקּוּנֵי תְּשׁוּבָה הַנִּזְכָּר לְעִיל רַבּוֹ בִּמְאֹד מְאֹד, לָכֵן נָהֲגוּ עַכְשָׁו כָּל הַחֲרֵדִים לִדְבַר ה’, לְהַרְבּוֹת מְאֹד מְאֹד בִּצְדָקָה, И так как количество постов, положенных в упомянутых выше указаниях о постах [«Тикуней Тшува» Аризала], необыкновенно велико, страшащиеся слова Б-жьего сейчас имеют обыкновение раздавать милостыню в очень больших размерах, Чтобы выкупить то количество постов, которое по их мнению они должны принять на себя. Почему же они заменяют пост жертвованием денег на благотворительные цели? מֵחֲמַת חֲלִישׁוּת הַדּוֹר דְּלָא מָצוּ לְצִעוּרֵי נַפְשָׁם כֻּלֵּי הָאי) ибо из-за слабости [нашего] поколения [люди] не в состоянии истязать свою душу [постами] При этом, чтобы посты не сказались на заповедь изучения Торы, как говорилось выше. וּכְמֹו שֶׁנִּתְבָּאֵר בְּמָקוֹם אַחֵר עַל פָּסוּק: «חַסְדֵי ה’ כִּי לֹא תָמְנוּ»): (как сказано в другом месте, где комментируются слова: «Ибо не кончились благодеяния Всевышнего»). Эйха, 3:22. «Ведь милости Б-га не прекратились, ведь не иссякло Его милосердие!» (или: «милости Б-га — что мы не скончались», — согласно Раши, или «милости Б-га — даже если мы несовершенны», — согласно Хасидизму, смотри ниже). Поучения, которые произнес пророк от имени Всевышнего — Источника жизни: «Милости Б-га неиссякаемы…». (Согласно Талмуду, трактат Бава батра, 15а, книгу Эйха составил пророк Ирмеяу). Но если пророк говорит здесь лишь о милостях Творца, то ему следовало бы употребить слово «таму», которое в молитве «Восемнадцать благословений» означает «неиссякаемы», а не «тамну», несущее в себе и другой смысл — «несовершенны», так что фразу эту можно понять и так: еврейский народ несовершенен, и поэтому ему остается лишь уповать на милосердие Всевышнего. Почему же пророк употребил слово «тамну»? Это становится ясным на основании сказанного в святой книге «Зоар»: «Существуют две разновидности проявления милосердия Всевышнего: одна — когда милосердие ограничено рамками мироздания… другая — когда оно безгранично; такое милосердие называется «высшим милосердием»…» Милосердие, ограниченное рамками мироздания, воплощается в сфире Хесед, входящей в систему сфирот Малого Лика, «зеир анпин». Лик этот называется «Малым», поскольку Творец ограничил его, чтобы тот мог управлять мирозданием. «Высшее милосердие» (букв, «безграничная доброта») – так называется один из 13-ти аспектов милосердия Всевышнего (см. Шмот, 34:6,7). Когда такое милосердие проявляется в мире, оно в состоянии восполнить ущербность мироздания, причины которой — грехи людей или недостаточность совершаемых ими добрых дел. [Также Раши в своем комментарии обращает внимание на необычное слово «тамну»: «Не кончились» — глагол здесь стоит в грамматической форме первого лица («ло-тамну»), что дает основание для комментария Раши: «Милость Б-га, что мы не погибли безвозвратно». Также понятны теперь слова Мидраша к этим словам пророка: Сказал раби Шимон, сын Леви: «Даже если порою Пресвятой сочтет безнадежными праведных в этом мире (из-за грехов, «ло тамну»), Он затем все же являет им милосердие».] Таким образом поскольку «ло тамну», поскольку мы не совершенны, но есть у нас грехи и ошибки, которые необходимо исправлять, то мы нуждаемся не просто в формальном исполнении заповеди цдака и милосердия, но в «безграничной доброте» Б-га, в неограниченной благотворительности, соответствующей качеству милосердия Всевышнего, которое бесконечно.