Одна из самых революционных идей Баал Шем Това заключается в трактовке фразы из Пиркей Авот: "и наказывают человека с его согласия и без его согласия". Сиха Ребе в сборнике на гимел тамуз йуд шват 5726 Когда хотят наказать человека - то спрашивают его какое наказание он бы дал другому человеку за подоьное преступление (классический пример диалога Давида и Натана-пророка после истории с Бат Шевой). И потом наказывают человека согласно его собственного приговора. До сих пор идея Баал Шем Това
На первый взгляд может показаться что это нечестно. Ведь зная, что это потом обернется против него наверное человек был бы поосторожнее в своих оценках... Однако, на самом деле что здесь говорится: что и награда и наказание на самом деле определяются уровнем подсознания человека. Перенося свой приговор на другого человек лишь проявляет свое подсознательное (истинное) представление.
Отсюда парадоксальный вывод. Б-г жесток - пока подсознание человека неразвито. Чем более развивается человек - тем добрее становится Вс-вышний. Кстати это классика Хазаль. "Запрещено жалеть глупца" מי שאין בו דעת אסור לרחם עליו. Получается что жалость Вс-вышнего пропорциональна "даат" (сознанию) человека
Сверху не опускается зла. Зло это лишь отраженное (под)сознание самого человека. А Б-г - и также праведник - всего лишь идевльное "зеркало", своего рода идеальный психолог, "отражающий" подсознание пациента...
Получается что тшува это в общем то работа над изменением сознания человека (привлечение качества рахамим в сознание см. Тания Игерет аТшува гл. 8)
(это не сиха Ребе, это то что я об этом думаю) Дальше Ребе говорит в сихе, что если это так в негативную сторону, то тем более в позитивную
http://kabbalah-live.ru/hasidizm-2/i-nakazyivayut-cheloveka-kak-s-ego-soglasiya-tak-i-bez-ego-soglasiya-pirkey-avot/