Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

11

Есть стих такой интересный: «Глаза Вс-вшнего на праведниках». Есть много разных комментариев, общий смысл, наверное, такой (или это что-то из Моаран у меня всплыло): у праведников есть «глаза Вс-вышнего». Праведники смотрят на мир «глазами Вс-вышнего». Что это означает? Взгляд, полный понимания. Взгляд, полный сострадания. Взгляд, полный сочувствия. Взгляд, от которого слезы сами начинают литься из глаз, и мысли о тшуве сами приходят в голову. Интересный такой взгляд, короче. Собственно, за этим и едут к праведнику, ради этого самого «הירהור תשובה». Все остальное, на самом деле, за скобками.
Есть такая фишка называется «профанация». Нет, не «осквернение». Скорее я бы сказал «выхолащивание». Встать с утра попозже. Покушать хорошо. Прийти на молитву этак к середине. Проболтать пол молитвы. А потом с уверенностью можно говорить что это » не работатет». Потому и не работает что делается кое как. Начни делать как положено и плчувствуешь разниуц… Конечно в одиночку почти нереально. Очень много процентов 90 это синагога, община, рав. Синагога, в которой не разговаривают вотвремя молитвы. Рав который реально верит во что то и «тянет» какой то свет…
В прошлую пятницу поехали на могилу рабби Йегуда бен Бава. Мои попутчики по дороге развлеклались как могли. Я психанул. Едете на могилу праведника — так хотя бы тегилим что ли по дороге читайте. Похоже что никто не понял что я от них хотел…
А так в общем есть базовый пульс, некий базовый «танец» по выражению рава Гинзбурга — рацо-шов, аин-йеш, и в нашем мире этому пульсу соответствует битуль-мциют, мрирут-симха. Алтер Ребе снова и снова пишет в Тании, чтт невозможно ощутить душевный подьем в молитве если ей не предшествует душевный самоотчет, хешбон нефеш. Не бывает в природе движения только в одну сторону. Не бывает настоящей радости очистившейся души если ей не предшествует тшува. Собственно в Орот аТшува это тоже центральная идея.