С тех пор как я открыл для себя «орот атшува» рава Кука, я задаю себе вопрос – хорошо, как соотнести «Орот аТшува» рава Кука с «Игерет аТшува» Алтер Ребе.
Я как то писал уже об этом, сейчас хотел бы отметить еще один момент.
По сути, Алтер Ребе в Тании вообще, и в «Игерет аТшува» в частности, не занимается «тикун клаль» - исправлением общества. Тема Тании и работа бейнони – это «тикун прат» - исправление отдельного человека. То, что называется в хасидизме «авода пнимит» - внутренняя работа. Исправление характера и проч.
«Орот аТшува» рава Кука, напротив, в основном занимаются уровнем, который в Хабаде называется «макиф». «Внешний» свет. Можно поискать причины, почему рав Кук в основном говорит про макифим (кстати, Ребе тоже). Самая очевидная причина – потому что он обращается в основном к людям, уже оставившим путь еврейства. И зовет их вернуться. И язык «внутренней работы» уже не говорит таким людям ничего. Но «макиф» - бесконечный «окружающий» свет – еще способен пробудить их душу.
И поэтому вся «Орот аТшува» - это макиф. Рав Кук говорит о национальном возрождении, о физической и моральной тшуве, как условии настоящего возвращения к Б-гу и т.д. Можно сказать, что соотношение между Орот аТ шува и Игерет аТшува – это «дерех эрец ше-кадма леТора». «Орот аТшува» - это «дерех эрец». Который выше, и предшествует (и в хасидизме обьясняется что корень дерех эрец – в кетер) Торе.
После Орот аТшува можно начинать учить Танию…
Ходеш тов!