18

Сидели у Ави Тауба, вспоминали минувшие дни... Москва, Архипова, 1988-89 Ави говорит со смехом - мы говорит, к тебе подошли, но быстро поняли, что разговаривать с тобой бесполезно... Посмеялись. И... вдруг до меня дошло, о чем он говорит. Я думаю, каждый наблюдал в своей общине таких странных типов, лет обычно 30-40, огонь в глазах, вся их жизнь - Тора, Талмуд, молитва, хасидизм (нужное подчеркнуть) ни дома, ни семьи, и разговаривать с ними о чем бы то ни было бесполезно - всякая связь с реальностью потеряна... - по видимому, в том далеком уже 1989 я вполне успешно ввел себя в состояние религиозного транса, из которого в последние годы я пытаюсь выходиьт - с весьма переменным успехом..
Вспомнилось в субботу... Как то мы снимали уроки рава по недельным главам. Был большой "пакет" по-моему 15 уроков. "Снимали" громко сказано. Итиэль записывал, я стоял со своей домашней камерой. Вот и вся "сьемка". Дело было на квартире у тестя, Фридмана Прошли всю книгу Дварим и начали с Берейшис. Глава Ноах. "И начал Ноах... И посадил виноградни... И напился..." И так далее вся история Ноаха. Рав процитировал все эти псуким - на иврите они все начинаются с "вай" - "вайахель, вайита... и так до "вайеда" - "и узнал Ноах, что сделал ему его младший сын".
Рав Гинзбург как то выразился, что "каждый праведник пишет книгу для себя". И обьяснил, что Адмур аЗакен, написавший "Книгу средних" - по-видимому ассоциировал себя более всего со ступенью "среднего". В этом контексте можно добавить, что рабби Нахман при таком раскладе - скорее всего "баал тшува" (как известно, тчо книгу Ликутей Моаран иногда называют "книгой грешников", а "Ноам Элимелех" - "книгой праведников").. Рав Кук, наверное, будет тогда "цадик". И, конечно, в своих книгах он больше всего говорит о "высшем праведнике", способном видеть лишь добро и свет во всем

Запись опубликована в рубрике: .