Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

18

Сидели у Ави Тауба, вспоминали минувшие дни… Москва, Архипова, 1988-89 Ави говорит со смехом — мы говорит, к тебе подошли, но быстро поняли, что разговаривать с тобой бесполезно… Посмеялись. И… вдруг до меня дошло, о чем он говорит. Я думаю, каждый наблюдал в своей общине таких странных типов, лет обычно 30-40, огонь в глазах, вся их жизнь — Тора, Талмуд, молитва, хасидизм (нужное подчеркнуть) ни дома, ни семьи, и разговаривать с ними о чем бы то ни было бесполезно — всякая связь с реальностью потеряна… — по видимому, в том далеком уже 1989 я вполне успешно ввел себя в состояние религиозного транса, из которого в последние годы я пытаюсь выходиьт — с весьма переменным успехом..
Вспомнилось в субботу… Как то мы снимали уроки рава по недельным главам. Был большой «пакет» по-моему 15 уроков. «Снимали» громко сказано. Итиэль записывал, я стоял со своей домашней камерой. Вот и вся «сьемка». Дело было на квартире у тестя, Фридмана Прошли всю книгу Дварим и начали с Берейшис. Глава Ноах. «И начал Ноах… И посадил виноградни… И напился…» И так далее вся история Ноаха. Рав процитировал все эти псуким — на иврите они все начинаются с «вай» — «вайахель, вайита… и так до «вайеда» — «и узнал Ноах, что сделал ему его младший сын».
Рав Гинзбург как то выразился, что «каждый праведник пишет книгу для себя». И обьяснил, что Адмур аЗакен, написавший «Книгу средних» — по-видимому ассоциировал себя более всего со ступенью «среднего». В этом контексте можно добавить, что рабби Нахман при таком раскладе — скорее всего «баал тшува» (как известно, тчо книгу Ликутей Моаран иногда называют «книгой грешников», а «Ноам Элимелех» — «книгой праведников»).. Рав Кук, наверное, будет тогда «цадик». И, конечно, в своих книгах он больше всего говорит о «высшем праведнике», способном видеть лишь добро и свет во всем