Рав Гинзбург как то выразился что "каждый праведник пишет книгу для себя"

Рав Гинзбург как то выразился, что "каждый праведник пишет книгу для себя". И обьяснил, что Адмур аЗакен, написавший "Книгу средних" - по-видимому ассоциировал себя более всего со ступенью "среднего".

В этом контексте можно добавить, что рабби Нахман при таком раскладе - скорее всего "баал тшува" (как известно, тчо книгу Ликутей Моаран иногда называют "книгой грешников", а "Ноам Элимелех" - "книгой праведников")..

Рав Кук, наверное, будет тогда "цадик". И, конечно, в своих книгах он больше всего говорит о "высшем праведнике", способном видеть лишь добро и свет во всем


Кстати о птичках - в этом контексте совершенно непонятна концепция, что "Алтер Ребе был праведником поколения", развиваемая седьмым Любавичским Ребе. Алтер Ребе был "средним" в своих глазах, и книга его посвящена работе "средних" - "три ступени искупления". Четвертой ступенью - "Хилуль аШем" или "Квод аШем" - о которой говорит рабби Нахман - Алтер Ребе, в сущности, не занимался.

И еще - известный конфликт между Алтер Ребе и другими цадиким по поводу победы Наполеона в этом контексте приобретает достаточно интересный смысл. Остальные праведники (прежде всего рабби Шломо из Карлин) предпочитали победу Наполеона. Ибо это "возвысит славу Израиля". А Алтер Ребе боялся Наполеона как огня. Ибо, по его мнению победа Наполеона привела бы к оставлению веры и ассимиляции. Можно увидеть в этом противостоянии титанов столкновение концепции "праведника" - который видит лишь свет и "среднего" - который больше сосредоточен на "деталях реализации"...

Исторически, понятно, Алтер Ребе оказался прав.

Однако, то, что было верно 200 лет назад - не обязательно автоматически верно сегодня. Возможно, 200 лет назад работа "средних" была основной работой, требовавшейся от человека. Сегодня? Я бы сказал что сегодня время рабби Нахмана и рава Кука. Служение праведников и служении баалей тшува.

Может быть поэтому семь поколений Хабада завершились и не имеют явного продолжения....

Запись опубликована в рубрике: .