Современное положение ортодоксального еврейства напоминает мне идею, слышанную от Yehuda Yifrach на одном из последних уроков перед Песах.
Есть такое каббалистическое понятие "повторный ибур". Повторная беременность. Положение евреев в Египте описывается у Ари как "повторная беременность". После "поколения прямых" - Авраама, Ицхака, Яакова - происходит регрессия, возвращение в "материнское чрево" Египта. Материнское чрево также почти в буквальном смысле - "И умножились и усилились очень и очень" - именно в Египте зарождается еврейский народ.
В общем, можно сказать, что иногда травматическая ситуация вызывает у человека регрессию и возвращение в детство и в материнское чрево, там он черпает новые силы для преодоленияя травмы и возвращения в жизнь.
Нечто подобное, по-видимому, может происходить с целым народом или общественной группой. По-видимому, эта схема хорошо описывает состояние харейдимного мира. Травма Катастрофы, и предшествующая ей секуляризация в определенном смысле вернули харейдимный мир в состояние "ибур", подобное состоянию наших отцов в Египте. С одной стороны, это состояние несомненно продуктивное. "И умножились очень и очень" - как в тогда в Египте, так и сегодня харейдимный мир дает основной прирост еврейского населения. Что, несомненно, позитивно и жизненно.
Однако "нет света без тени" - это состояние "беременности", это нахождение "в материнском чреве" означает также ограждение и практически полную изоляцию от окружающего мира. Возвышение стен гетто до невиданной в прошлом высоты.
В этом нет, понятно однозначного "хорошо" или "плохо". Кому то подходит, кому то - нет.
Подходит ли это в целом баалей тшува? Мне кажется, скорее нет, чем да. Будучи загнанными насильно в "материнское чреов" - баалей тшува не только не порождают зачастую новую жизнь, но вообще превращаются в зомбированных инфантильных роботов, теряя весь тот интеллектуальный и эмоциональный багаж, с которым они сделали тшуву.
Можно иначе. Есть много путей в иудаизме. И тот кто ищет - находит.
Моадим лесимха