Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Современное положение ортодоксального еврейства напоминает мне идею слышанную от Yehuda Yifrach на

Современное положение ортодоксального еврейства напоминает мне идею, слышанную от Yehuda Yifrach на одном из последних уроков перед Песах. Есть такое каббалистическое понятие «повторный ибур». Повторная беременность. Положение евреев в Египте описывается у Ари как «повторная беременность». После «поколения прямых» — Авраама, Ицхака, Яакова — происходит регрессия, возвращение в «материнское чрево» Египта. Материнское чрево также почти в буквальном смысле — «И умножились и усилились очень и очень» — именно в Египте зарождается еврейский народ. В общем, можно сказать, что иногда травматическая ситуация вызывает у человека регрессию и возвращение в детство и в материнское чрево, там он черпает новые силы для преодоленияя травмы и возвращения в жизнь. Нечто подобное, по-видимому, может происходить с целым народом или общественной группой. По-видимому, эта схема хорошо описывает состояние харейдимного мира. Травма Катастрофы, и предшествующая ей секуляризация в определенном смысле вернули харейдимный мир в состояние «ибур», подобное состоянию наших отцов в Египте. С одной стороны, это состояние несомненно продуктивное. «И умножились очень и очень» — как в тогда в Египте, так и сегодня харейдимный мир дает основной прирост еврейского населения. Что, несомненно, позитивно и жизненно. Однако «нет света без тени» — это состояние «беременности», это нахождение «в материнском чреве» означает также ограждение и практически полную изоляцию от окружающего мира. Возвышение стен гетто до невиданной в прошлом высоты. В этом нет, понятно однозначного «хорошо» или «плохо». Кому то подходит, кому то — нет. Подходит ли это в целом баалей тшува? Мне кажется, скорее нет, чем да. Будучи загнанными насильно в «материнское чреов» — баалей тшува не только не порождают зачастую новую жизнь, но вообще превращаются в зомбированных инфантильных роботов, теряя весь тот интеллектуальный и эмоциональный багаж, с которым они сделали тшуву. Можно иначе. Есть много путей в иудаизме. И тот кто ищет — находит. Моадим лесимха