Учил вчера первую "Тору" из Ликутей Моаран. С комментариями рава Шагара. Текст на иврите здесь: https://he.wikisource.org/wiki/%D7%9C%D7%A7%D7%95%D7%98%D7%99_%D7%9E%D7%95%D7%94%D7%A8%22%D7%9F_%D7%90
В двух словах: Тора, которую мы учим - у нее нет "хен". В нашей Торе отсутствует "хен". Тора называется "яалат хен". Но в нашей Торе - Торе изгнания - нет хен. И поэтому наши молитвы не принимаются. (я не знаю, как перевести слово "хен". Сегодня говорят "химия" (или это толкьо на иврите так говорят?) В нашей Торе нет "химии", она "не симпатична".
Это рабби Нахман. Сто лет до рава Кука. Самое начало "аскалы". Рав Фруман спрашивает, чего раби Нахман искал у маскилим? Зачем он играл с ними в шахматы? Пытался ли их "затшувить". Эта Тора - самая первая Тора в ликутей Моаран - кажется, дает ответ. Рабби Нахман нашел у маскилим "хен". Ту самую симпатию, ту самую энергию жизни, которую еврейский народ потерял в изгнании.
Сегодня этот "хен" - связи с жизнью и энергии жизни - находится у баалей тшува (Шагар говорит об этом в своем уроке на эту Тору).