Рав Фруман. "Хасиды смеются над этим" 139 Как правило, мы считаем, что в фразе "Есть Б-г" есть отражение реальности. Есть Б-г в мире. И словами "Есть Б-г" мы утверждаем это. Реальность такова, что Б-г есть, и мы раскрываем это. Говорим о том, что реально существует. А что же атеисты, которые говорят что Б-га нет? – Они ошибаются. Ибо на самом деле Б-г есть. Я чувствую, что у рабби Нахмана есть вера другого сорта. Не вера, описывающая положение вещей в мире. Ибо, в определенном смысле, Б-га в мире нет. Он убрал (цимцум) себя отсюда. Однако, есть Б-г, который окружает все миры, который вне мира, и в него я верю, когда я преодолеваю все трудные вопросы. С этой точки зрения – это не вера, раскрывающая истину, а вера, создающая и поддерживающая саму себя. Я принимаю на себя Его царство, и тогда Он существует. Посредством моей веры – Б-г есть. "Б-г есть" – это жизненная позиция, а не описание реальности. Я выбираю веру.
А вот это на самом деле очень важно.
Пару дней назад мне подумалось - полушутя полусерьезно - чем отличается рабби Нахман от Хабада? В Хабаде, у Алтер Ребе - Б-г есть. У рабби Нахмана - Б-га нет. У Алтер Ребе - Б-г есть. Есть хасиды, есть статус, есть уважение царской власти. "Йеш". Но Алтер Ребе стремился всю свою жизнь к "аин". И в конце своей жизни он удостаивается - изгнания. И умирает в пути. А рабби Нахман - всю свою жизнь был "аин". Больной, нищий, преследуемый, с горсткой учеников. Этот "аин" рабби Нахмана хорошо слышен у рава Фрумана.
И еще.
Нас научили верить в Б-га, который "есть". Соответственно, пока в моей жизни все более-менее благополучно - Б-г есть. И Ребе есть. И вообще все хорошо. Но что если Б-г вдруг "нарушает" правила игры? Вдруг что то идет не по плану? Тогда, ясное дело, Б-га нет! Он нарушил правила игры! Можно снимать кипу.
У Рабби Нахмана, кажется, наоборот. У Рабби Нахмана - настоящий Б-г - это Б-г, который "нет". Который скрывает свое лицо.
А вера в Б-га который "есть" и играет "по правилам" - по сути это вера Ахера, вера Элиша бен Абуя.
А какая вера была у Баал Шем Това? У Баал Шем Това - самый главный принцип (см. Цаваат аРиваш) - это "ашваа". "шивити". Йеш и Аин равны. Это вера Баал Шем Това.