Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Есть некая идея, которую можно выучить из нашей главы «Шлах». В сущности, это идея самого первого Раши на Тору. Первый Раши на Тору говорит: «…если скажут народы мира Израилю грабители вы… они отвечают им…» Непонятно. Первый комментарий на Тору должен заниматься вопросами типа «кого эти евреи ограбили», «у кого они что украли». Или может, наоборот, украли у них? Нельзя было выбрать что нибудь более спокойное для начала? Возможно, что ответ — нельзя… Возможно, что Тора — самый первый Раши на Тору, хочет сказать нам — с самого начала: жизнь — это неустойчивое равновесие. Жизнь — это «кибуш», «вехившуhа» — «И завоевывайте ее». Отказаться от «кибуш» — означает, в сущности, отказаться от самой жизни. И — Вс-вышний дает силы — «коах маасав игид леамо» — на эту жизнь, и на этот «кибуш»,
Интеллигентные родители с малолетства наставляют своих детей: кто умный — тот промолчит… Кто сильный — тот уступит. В сущности, при этом они калечат своих детей на всю оставшуюся жизнь.. Не потому, что это плохо или неверно вообще. Потому что отсутствует продолжение фразы. «Промолчи — если тот, с кем ты говоришь способен оценить твое молчание. Уступи — если тот, кому ты уступишь оценит твою жертву.» Сосбтвенно, это уже Тора рабби Нахмана на Пурим про «ложную скромность» царя Саула