Есть некая идея, которую можно выучить из нашей главы "Шлах". В сущности, это идея самого первого Раши на Тору.
Первый Раши на Тору говорит: "...если скажут народы мира Израилю грабители вы... они отвечают им..."
Непонятно. Первый комментарий на Тору должен заниматься вопросами типа "кого эти евреи ограбили", "у кого они что украли". Или может, наоборот, украли у них?
Нельзя было выбрать что нибудь более спокойное для начала?
Возможно, что ответ - нельзя...
Возможно, что Тора - самый первый Раши на Тору, хочет сказать нам - с самого начала: жизнь - это неустойчивое равновесие. Жизнь - это "кибуш", "вехившуhа" - "И завоевывайте ее". Отказаться от "кибуш" - означает, в сущности, отказаться от самой жизни. И - Вс-вышний дает силы - "коах маасав игид леамо" - на эту жизнь, и на этот "кибуш",
[В качестве маамар мусгар - в свете этого Раши то удивительное состояние, в котором находится Израиль - вооюющий большую часть своей истории. Постоянно борющийся с очередной резолюцией ООН или очередным херемом (бойкотом) - это, в сущности, то что Тора хочет. Тора не хочет статики. Тора предпочитает динамику и борьбу.
Не лучше ли было бы просто сидеть и учить Тору? (Как Рамбам описывает дни Мошиаха)? По-видимому, нет. Лучше - "завоевывать ее".
В этом контексте можно понять конфликт главы Шлах. Конфликт между желанием - столь естественным, столь понятным - жить спокойной жизнью, не воюя ни с кем. И приказанием Торы - идти и захватывать чужую землю, не зная, что ждет тебя за углом.
Разведчики вернулись, принесли плоды страны, и сказали: прекрасная страна, и прекрасные плоды. Но мы хотим покоя и безопасности.
Увы, они не получили ни покоя, ни безопасности. Они сами погибли. И захват страны был отложен на целое поколение.
Возможно, это может нас научить, что если нам приходится сталкиваться в жизни с конфликтной ситуацией - не всегда следует уклоняться от борьбы. Уклонившись от противостояния один раз - ты все равно вернешься к нему снова и снова. Только в худших начальных условиях. Все равно ты окажешься в ситуации, когда ты будешь вынужден сказать "нет!". Хватит! Я больше не готов. И вступить в бой, не зная заранее чем это кончится.
Ибо, кажется, в этом вся суть.
"Пошли себе людей"...