Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

29

Если религия — опиум для народа (кто бы сомневался 🙁 ) — то есть большая разница 1) в каком возрасте человек пристрастился к наркотикам (сделал тшуву). 2) происходило ли это индивидуально или в рамках какой то организованной структуры (ешивы). 3) индивидуальная чувствительность к «духовности» у разных людей разная. В этом смысле религиозные с детства похожи на людей, которые привыкли употреблять «легкие» наркотики в очень малых дозах. Что не мешает им, как правило, нормально функционировать. А баалей тшува — особенно те, кто делали тшуву в ранней юности — и особенно те, кто делали это в основном самостоятельно — это тяжелые наркоманы.
Хазаль говорят «ашер шибарта» [скрижали, которые ты разбил] — «правильно сделал, что разбил». Можно усмотреть в этих словах нечто вроде «принципа фальсифицируемости». Другими словами, если нет ничего, что может заставить меня «разбить скрижали» — то… эти скрижали мало чего стоят. Вспоминается известный диспут между Любавичским Ребе и равом Шахом. Рав Шах, обращаясь к своим слушателям, заявил, что Катастрофа была наказанием за грехи того поколения. Любавичский Ребе очень резко отреагировал на эти слова, сказав, что «даже сам Сатан» не нашел бы такого количества грехов.
Галут, по сути, есть ситуация подмены реального физического действия его духовными эквивалентами. В какой то момент физические явления перестают существовать вообще. И остаютсялишь их духовные аналоги. И тогда можно сидеть в галуте еще 2000 лет