Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

19

Мне кажется, что основная проблема сегодня — в почти герметичной ментальной изоляции Хабада от окружающего иудаизма. Мнение окружающих просто нерелевантно. Если 200 лет назад были хасиды, и были миснагиды, то сегодня миснагидов просто нет. Их не существует. И соответственно השמים הגבול для разного рода фантазий на тему того, что такое Хабад, кто такой Ребе и т.д. Почему это так важно? — Вся наша традиция построена на столкновении различных мнений. «Эти разрешают, а эти запрещают… И приобрети себе сердце чтобы понять мнение разрешающих и мнение запрещающих».
Ребе Раяц где-то пишет, что раньше уважающий себя хасид «разбирался» (был «баки») в Эц Хаим. Сегодняшний хасид Хабада «разбирается» в лучшем случае в адаптированном издании Ликутей Сихот на иврите. Читает, оставив всякие попытки понять, Ликутей Тора и Тора Ор (если кто-то думает, что «хасидут мевоэрет» что-то объясняет — на мой взгляд он заблуждается. Хасидут мевоерет дает много объяснений вокруг. Но (не дай Б-г) никогда не проводит сравнительного анализа, никогда не приведет «другого мнения» — это не учеба, а фарбренген). «Ликутей Моаран» для него ругательство, также как и «Ноам Элимелех» и другие хасидские книги.
Зашел в субботу в Цанз. Думал дождаться «тиш» посмотреть, что это такое. Огромный зал, народ сидит с открытыми Геморами и учится. Полистал какой то фарбренген предыдущего Цанзского Ребе. О чем он говорит? «Шмират эйнаим». Из «лэйней кол Исраэль» он учит «шмират эйнаим». Можно, я не буду комментировать? Потом такой пассаж: «Прошли праздники, прошла уже Симхат Тора, а на нас это совершенно не подействовало. И я остался таким же грубым и бездуховным как и раньше…» и так далее в том же стиле. Подумалось, что перевоспитывать религиозных евреев — это таккая же безнадега, как пытаться приобщать к культуре каких то туземцев в Африке. Это субкультура. Ее невозможно изменить снаружи. Это люди, растущие с мыслью, что суть Торы — это «шмират эйнаим», а смысл жизни — изучение Талмуда.
И все равно, когда я подвожу для себя итог месяцу тишрей в Нетании — у меня очень теплое и доброе впечатление. Ну хорошо, под конец пара п..цов раскрыла пасть. Ну что я могу поделать? Не могу же я всем нравиться….
Возможно, кого то шокирует подобное сравнение, но по всем хасидским и каббалистическим понятиям цадик — аспкт йосеф а цадик это своего рода альфа самец, оплодотворяющий (духовно, духовно!) толпу своих некейвот — хасидим. Что происходит когда праведник уходит, и хасиды остаютя «вдовой»? Рав Гинзбург пишет, что у женшины живущей без мужа (аспект хесед) начинают преобладать диним (суды, ожесточенность и отчаяние) Вот собственно мезанизм возрастания фанатизма в Хабаде А если «праведник» импотент (духовно, духовно!)? То все то же самое.