Был вчера в сукке рава Фрумана ЗаЛь в Ткоа. Было много рабби Нахмана, много искренней и простой веры. Трогательно, но совершенно не мое.
Есть служение ребенка, נער ישראל ואוהבנו. Когда человек ощущает себя перед Б-гом маленьким ребенком. В таком служении есть много света, много искреннести и тепла. Таково было служение великих праведников прошлого, за редким исключением. Таков был, по-видимому, и сам рав Фруман: ребенок, стоящий перед своим небесным Отцом.
Однако есть более высокий путь служения, о котором говорит рав Кук. Это путь, когда человек готов разговаривать с Творцом на равных. Или не разговаривать вообще. Когда человек не готов молча воспринимать удары судьбы, а берет свою судьбу и судьбу своего народа в свои руки. Когда человек задает Б-гу "неудобные" вопросы. Это - и только это - есть служение геула. Таков был путь рава Кука. Таков был путь Шагара. Таким я вижу, в общем, путь Йегуды Ифраха на его лекциях. Геула -это зугиют, это "супружеские отношения" между человеком и Б-гом. Что бы это не означало, это как минимум означает разговор на равных, раскрытие личности, переход из системы координат награды и наказания в систему координат личной ответственности и совести. Я думаю, что это - основной путь служения для баалей тшува. Я думаю, что это путь, приводящий Мошиаха (опять же, что бы это не означало)
По какому пути шел Ребе? - решайте сами. На мой взгляд, Ребе, по большому счету, не вышел из парадигмы "ребенка перед отцом". И это, и только это - есть принципиальное, и наверное, единственное отличие между путем Любавич и путем религиозного сионизма.
По какому пути идут "литаим", а также большинство сфарадим? Кажется, у них парадигма в основном "царя" и "слуги".
Получилось три парадигмы и три пути:
- литаим: царь и слуги
- хасидим: отец и сыновья
- кукизм - супруги.
Какой путь выбрать? - Тот, который имеет отношение к твоему корню души. И это может измениться на протяжении твоего роста